Давно известно, что хорошая музыка положительно влияет на надои. Повышенную лактацию у европейских коров, например, вызывает классика, особенно Моцарт.

— Девочки, папа пришел! И мама тоже! — попеременно подзывали своих коров на выпасе супруги Юрий и Ксения Ткачевы. Умные животные подняли головы и перестали жевать, но подходить к хозяевам не торопились.

— Вот видите, на каждой морде недоумение, мол, чего явились раньше времени, пастись не даете, до дойки почти час еще, — комментирует поведение своих красавиц Юрий. Но едва подошел поближе к животным, они тут же окружили хозяина, норовя лизнуть его куда придется.

Коровы — создания тонкой душе-вной организации, считает Юрий, умеют считывать настроение хозяина. Стараются пройти «впритирочку», лизнуть, подставить голову под руку — это когда настроение у него чудесное. А когда коровки начудят — сломают кормушку, например, то становятся тихими, покладистыми, виновато слушают витиеватые словесные комментарии «папы».

Выгул, питательные корма, уход, правильная музыка и хозяйская ласка делают коров счастливыми, вот они и доятся хорошо. Как рассказывает Ксения Ткачева, рекордсменка Фрося дает в день до 40 литров молока, Аська — 30, Буська — 28, молодая Мышка пока только 20 литров. Всего от десяти дойных коров Ткачевы получают не менее 180 литров в день или шесть тонн в месяц.

— И жирность в нем — под пять процентов, — с гордостью утверждает хозяйка!

Сейчас в семейном ЛПХ около трех десятков коров, бычков, телок и нетелей. Есть еще пара лошадей полутяжеловозов — Мальвина и Добрыня. Они и воз сена доставить помогут, и навоз вывезти.

А начиналось ЛПХ Ткачевых с одной коровы, которую они приобрели сразу после переезда из станицы Медведовской в 2012 году.

— Начиналось все как бы не всерьез, но за первой коровкой была куплена вторая, потом еще одна… Рождались телята и телочки, кто-то выбраковывался, а кто-то, как, например, наша Красуля, жила в ЛПХ до глубокой старости. Приходилось отсеивать коров по продуктивности и здоровью. Поэтому все наши буренки во главе с альфа-коровой Бусинкой просто красавицы, — рассказывает Ксения Ткачева.

Ухаживают за буренками сами: Юрий управляется, Ксения — доит. Но при случае за доильный аппарат может взяться и хозяин, освоил его давно. До молокопровода их хозяйство пока не доросло, носят молоко по-простому, ведрами, а вот подключение к пневмопроводу для доильного аппарата Юрий соорудил у каждого стойло-места. Своими руками сделал охлаждающий танк из нержавейки на 500 литров.

Главные помощники Ткачевых — дети. Их у супругов, как в том самом мультике, четыре сыночка и лапочка дочка. Старшему, Валерию, 24 года, служит наводчиком гаубицы «Гиацинт» в зоне СВО.

— Саша, которому 22, теперь за старшего. Следом идут Максимка, Вовка, младшая Даринка. Ей на девятилетие подарили телочку, так она сама ее выкормила, вырастила, настояла, чтобы сменили данную при рождении кличку Сентябринка и нарекли Дочкой. Сейчас у коровы Дочки своя дочка народилась, — рассказывает хозяйка.

Развивается, по словам Юрия, ЛПХ потихоньку. Трудности — как у всех животноводческих хозяйств: кормов бы вдосталь заготовить. Недавно взяли в аренду бывший общественный хуторской выпас, огородили с помощью электропастуха, коровы за него вырваться не пытаются и попеременно пасутся на сочной травке с удовольствием.

Из недавних и не очень приятных новостей — снижение закупочных цен на молоко. Предприятие, с которым уже несколько лет связано хозяйство Ткачевых, пообещало, что прошедшее снижение цены не станет последним, а там, возможно, закупки прекратятся совсем.

Помочь ЛПХ пообещали в местной администрации. Специалист по малым формам хозяйствования Елена Симоненко мониторит рынок в поисках новых закупочных организаций. Проблема сбыта продукции может встать не только перед мини-фермой Ткачевых. Таких, как они, в поселении еще десяток. Ну а в остальном, говорят супруги, все хорошо: дети здоровы, коровы — тоже, остальное приложится.