— Сама я из Незаймановского поселения, жила на хуторе Стринском, пока замуж не вышла. Можно сказать, потомственный животновод. Дома корова всегда была, и мама телятницей на колхозной ферме работала, и мне на свадьбу телочку подарили. Коров люблю, поэтому вполне естественно, что работать пошла на ферму. Была телятницей, затем в своей колхозной карьере доросла до должности ветврача, правда, без диплома. Все специальные знания дались мне благодаря большой практике и обучению у знающих специалистов, таких, как главный ветврач новокорсунской «Искры» Максим Николаевич Гарькуша.

Немногим более 20 лет назад на общественный выпас с подворий новокорсунцев выгоняли три стада коров в 300 животных, — рассказала Любовь Николаевна. — Сейчас и сотни не наберется.

В 90-е, когда распался колхоз и закрылась ферма, Любовь Степаненко рыдала так, что муж с сыном решили для обретения душевного равновесия купить ей корову: только не плачь, Люба! Назвали буренку Ночкой, она и стала прародительницей большинства коров на мини-ферме Степаненко.

Прощай, море!?

У каждого животного, рассказа Любовь, свой характер, привычки, история. Вот Фею спас от убоя их сват из Роговской. Когда эту корову года два назад привезли в Новокорсунскую, то муж Петр Федорович ее иначе, как ходячим суповым набором, не называл. Свата клял на чем свет стоит. Хоть корова была молода и недавно отелилась, из-за недокорма у бывших хозяев-стариков оказалась настолько истощена, что давала не более трех литров молока в день. Когда время спустя она у новых хозяев откормилась и отелилась, ее суточный надой достиг 32 литров! Вот вам и «суповой набор».

— Когда в семье коровы, бычки на откорме, это называется «прощай праздники, выходные и отпуск с морем!». И чтобы так жить, животных надо очень любить, жалеть, понимать и … прощать. Одна из моих коров с норовом.Однажды так заехала мне по ноге, что я думала ходить больше никогда не смогу. Хирург в Тимашевске потом предупредил: больше никаких ударов по этой ноге. С тех пор к своим буренкам на всякий случай подхожу с другого боку, — рассказала Любовь Николаевна.

Любовь по мужской линии

Работу с коровами Любовь Степаненко никогда не делила на женскую и мужскую. Сама подоит, сена накидает, навоз на тачке вывезет. Точно также относятся к труду и ее главные помощники — муж с сыном. Но стоило ей устроиться на работу с суточными дежурствами в Тимашевский дом милосердия, как на их семейной мини-ферме сразу появился доильный аппарат и молокопровод. Сынок, Петр Петрович, постарался, не захотел пятерых коров вручную доить.

Петя, электрик по профессии, тоже частенько работает сутками, к коровам, как и мама, относится трепетно. Не раз говорил, что с удовольствием поменял бы свою работу на семейную ферму.

— Дочка у меня с семьей в Краснодаре живет, сын — рядом, в станице. Но любовь к буренкам унаследовал именно Петя. Это и хорошо: никогда не хотела бы подобной женской доли еще и для дочери. Коровы, все же, работа мужская, — поделилась Любовь Николаевна.

Молоко некуда девать

Известно, как корову накормишь, так и подоишь. С кормами в последнее время ЛПХ Степаненко стало полегче. Благодаря главе поселения Вадиму Резникову появился свой выпас, есть где выращивать и люцерну на сено. Все паевое зерно тоже идет на корм. Так что коровы всегда сыты, здоровы, обследования и вакцинацию проходят своевременно, а значит, доятся неплохо. Сейчас надои доходят до полутора тонн в месяц.

Вскоре буренки должны телиться, молока станет еще больше. Но этот факт Любовь Николаевну не очень радует. Основной закупщик, которому они всегда сдавали молоко, снизил цены с 28 до 19 рублей за литр. Закупщик никогда не учитывает ни плотность, ни жирность станичного молока. А она у Степаненко достигает пяти процентов. Люди со всех концов станицы приезжают или делают заказ по телефону, покупая три литра за 200 рублей.

Средств на содержание коров и откорм требуется немало. Ветпрепараты, витамины, различные добавки, премиксы телятам, макуха, а если не хватает своего, то и покупное сено, складываются в весомые цифры.

Люба с мужем стараются снизить нагрузку, перерабатывая молоко на сметану, творог, сливки, чтобы расширить ассортимент, побольше реализовать и дополнительно заработать.

Помогает это не сильно, потому рентабельность мини-фермы, по словам хозяйки, приближается к нулю, что очень обидно. Неужели никому не нужно настоящее молоко, которое просто не сравнить с магазинным?!

К тому же задачу, поставленную губернатором края Вениамином Кондратьевым по увеличению надоев кубанского молока вряд ли удастся решить силами только крупных хозяйств. Фермеры и владельцы ЛПХ тоже вносят в общие надои немалую толику.

— Нам предлагают кредиты, субсидии на развитие. А зачем увеличивать количество животных, покупать оборудование, когда наша ближайшая перспектива остается туманной?! Нам говорят: создавайте свой кооператив, он и будет решать проблемы сбыта. Но на его создание тоже нужны деньги, а где их взять? В долг брать не хочется, а с такими закупочными ценами не заработать.

Считаю, что нашим сельскохозяйственным чиновникам прежде чем агитировать за увеличение производства, надо заинтересовать производителя, создав устойчивый рынок сбыта. Когда он есть и есть справедливая цена, то ни кредиты, ни гранты, ни субсидии селянам не потребуются.

Каждый человек будет работать на совесть, когда получит достойную оплату за свой труд, — уверена Любовь Степаненко.