Семья Макухиных сегодня как текучая вода — одни уезжают, другие приезжают. Из армии вот только вернулся Сергей. К осени уйдет служить Руслан. На каникулы приехал Никита. На данный момент ребят всех возрастов в доме двенадцать, в том числе родные и те, кто уже вышел из-под опеки, их четверо, но покидать теплый родительский дом они не спешат.

Остальные восемь ребят — школьники и детсадовцы, больше половины — особенные дети, с различными отклонениями в здоровье, развитии.

Как удается справиться со всеми? Виктория член родительского комитета приемных семей. В школе приемных родителей она всегда убеждает: не бойтесь брать в семью особенных детей. Они добрые, бесхитростные, не умеют врать. А еще с ними очень интересно. Надо только стать им другом и действовать через убеждение.

Виктория Макухина.

Все началось с Карины

В июле Карине исполнится 18 лет. А Виктория до сих помнит, как впервые увидела девчушку. Приболел ее четырехлетний сын и она пошла с ним в больницу.

— Я увидела годовалую кудрявую малышку с огромными глазищами, которая раскачивалась в кроватке, и с ужасом узнала, что, оказывается, существуют социальные койки! Для меня это было потрясением. У меня с мужем Владимиром уже было трое своих детей — Илья, Даша и Никита. Я уговаривала мужа взять ребенка в семью. Он сомневался, а когда увидел ее, то растаял.

Но оказалось, что у Карины есть старшие два брата и сестра, которые жили в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, и разделить их было нельзя. Как быть? Отказаться? Но малышка уже при встрече с ними лепетала: «Папа-мама». Макухины решились, и в их семье появились приемные дети — Роман, Диана, Сергей и Карина.

Как справлялась? Было тяжело, вспоминает мама, они были как кукушата. каждый хотел показать, что он лучший, и так ее «замамкивали», что впору было прятаться.

Но именно они стали для нее опорой и помощниками, когда семья стала пополняться приемными детьми.

Роман был старшим и прожил в семье два года. Диане уже 24, приемная мама дала ей два образования, в июле она получила диплом об окончании медколледжа, но покидать семью не хочет. А Сергей, красавец-парень, которым мама гордится, отслужил в армии и вернулся домой.

С ним особая история. Когда он пришел в семью, у него было тяжелое нарушение речи из-за аденоидов, а лицо обезображено укусами собаки. Виктория добилась, чтобы ему сделали четыре пластические операции в краевой клинике челюстно-лицевой хирургии. И вырос прекрасный парень, отслужил на Дальнем Востоке и вернулся с отличными характеристиками от командиров.

Виктория искренне уверена: дети — это отражение родителей, как их воспитаешь на собственном примере, такими они и будут.

Самые близкие

Два года назад в семье случилась беда — ушел из жизни ее опора и глава. Муж Виктории Владимир был человеком, который умел говорить с мальчишками, он учил их мужской работе — кирпич положить, что-то починить, смастерить. И пацаны всей душой тянулись к нему. Виктория вспоминает, как в пандемию в семью пришел Руслан — курящий парень. Достаточно было одного разговора отца с ним — и как отрезало от пагубной привычки. Ни один ребенок в семье не курит и не пьет, не замечен в каких-то нарушениях. И да, Виктория этим гордится.

Мама Виктория очень занятой человек, но для творчества время находит и вовлекает в него своих ребят. Скандинавские истории — так она условно назвала троицу мифических существ: шаманка, русалка и лесная фея. А одежду для них придумала и сшила Карина.

Дети нашли в приемной семье то, чего им не смогла и не захотела дать родная: тепло, уют, любовь, безопасность. Виктория никогда не обмолвилась недобрым словом про их родителей и всегда была открыта к общению с ними. Но те ни разу не откликнулись.

— Самые близкие люди для этих ребят — я и родители мужа Надежда Владимировна и Виталий Иванович. Без их поддержки и участия в жизни ребят, может, приемной семьи и не было бы, — утверждает Виктория.

А Надежда Владимировна добавляет:

— Они все у нас Макухины.

Лебединая песня

Младших Лилю и Ксюшу Виктория называет щебетухами, они гиперактивные: их голоса не смолкают ни на минуту. И не поверить сейчас, что когда-то было иначе.

Года два назад Виктория задумалась, что ей уже немало лет, дети подрастают и уходят в самостоятельную жизнь. А пустоту в доме она просто не вынесет. Погодки Андрей, Лиля и Ксюша, по ее словам, стали для нее лебединой песней. Всех приемных детей к ней направляли из социально-реабилитационного центра, а этих она выбрала сама. Просматривая сайт Усынови.ру, увидела задорную девчушку. Списалась, села в поезд и поехала за своими малышами. Задорная фотография на сайте оказалась картинкой, а у детей была запущенная дистрофия, еле ходили.

Глядя на них сегодня, это сложно представить, и мама немало сил положила, чтобы для начала их просто откормить.

Мама — это стена

Дети остаются детьми — кавардак устроить дело пяти минут. И тогда мама, по ее словам, включает «прапорщика». Это шутка, но со смыслом. Одиннадцать лет службы в железнодорожных войсках в чине прапорщика приучили ее к порядку и дисциплине, это же она прививает и своим детям, так им по жизни будет легче.

А еще Виктория учит не врать. А помогает ей в этом уверенность детей в том, что мама — это стена, всегда за них постоит.

— И я этим горжусь, — призналась Виктория.

Найти увлечение

Творчество в семье Макухиных — особая статья. Например, все любят петь. А еще стены в доме на первом этаже — здесь живут девочки и малыши — и на втором, для ребят постарше, сами расписали. Старинные шкафы и комоды приобрели под руками ребят вид винтажной модной мебели. Мастерская — место в доме, где каждый может найти свое увлечение. Виктории от отца, заслуженного художника Дальнего Востока, откуда она родом, передалось чувство прекрасного и талант скульптора-миниатюриста. Глядя на маму, заинтересовались творчеством и девочки. Малыши пока рисуют и лепят мелкие поделки, а Карина с удовольствием шьет красивую одежду для маминых поделок и взялась за изготовление фарфоровых куколок Тедди долл. Процесс кропотливый. Но так потихоньку семейная коллекция прекрасного пополняется новыми работами.