24 сентября, 85 лет назад, их экипаж установил первый в мире женский рекорд по беспосадочному перелету по маршруту Москва — Дальний Восток.

Быть летчиком в те годы мечтали и мальчишки, и девчонки. Валентине Гризодубовой в этом отношении повезло. Ее отец, один из первых русских авиаторов и авиаконструкторов Степан Гризодубов, привязывал двухлетнюю малышку к себе ремнями и поднимался в воздух! К 29 годам она уже имела за плечами пять мировых рекордов в женской авиации и два ордена за их установление. Именно Валентина уговорила Сталина на личном приеме дать добро на женский мировой рекорд. В состав экипажа вошли кроме нее еще две летчицы: Полина Осипенко и Марина Раскова.

Для сверхдальнего перелета выделили один из опытных экземпляров так и не запущенного в серию дальнего бомбардировщика АНТ-37, его существенно реконструировали и дали имя — «Родина».

24 сентября 1938 года «Родина» стартовала с подмосковного аэродрома Щелково. Сразу после вылета начались проблемы. Самолет вошел в сплошную облачность, потом отказала радиоаппаратура, при наборе высоты началось обледенение. Как вспоминала позже Валентина, Марина открыла форточку, чтобы счистить иней со стекол, «и… все полетные карты выдуло за борт. Так самолет стал не только глухим, но и слепым».

Она вела самолет по приборам, по звездам корректировала курс, но «Родина» пролетела мимо Комсомольска-на-Амуре, конечной точки. Развернув борт на 180°, полетела обратно. Горючего оставалось на полчаса, и командир приняла решение сесть на болотистую почву тайги. По приказу Гризодубовой Раскова выпрыгнула с парашютом и добиралась потом по тайге к месту посадки десять дней…

Их искали. В небо поднялись 50 самолетов, в тайгу вышли десятки поисковых отрядов. «Родину» обнаружили только 3 октября. 2 ноября 1938 года все трое были удостоены звания Героя Советского Союза.

По-разному сложились судьбы девушек. Валентина Гризодубова воевала, командовала авиаполком, дослужилась до звания полковника, после вой-ны трудилась в гражданской авиации. Умерла в 1993 году в возрасте 84 лет. Майор Полина Осипенко погибла в 1939-м во время учебно-тренировочного полета. Майор Марина Раскова в годы войны входила в группу легендарных «Ночных ведьм» — женского авиаполка, разбилась в 1943-м.

Ах, какие женщины!

  • Первой русской женщиной, получившей в 1911 году диплом пилота-авиатора, прошедшего подготовку на самолете «Фарман», стала Лидия Зверева. Первой русской летчицей-испытателем самолетов — Любовь Галанчикова.
  • Летчица Серафима Амосова в составе легендарной группы «Ночных ведьм» совершила в годы войны 555 боевых вылетов. А майор, штурман, Герой Советского Союза Руфина Гашева — 848.
  • Евдокия Бершанская в 28 лет возглавила 588-й женский ночной бомбардировочный полк, 23 девушки были удостоены звания Героя Советского Союза. Стала единственной среди женщин, награжденной полководческими орденами Суворова III степени и Александра Невского.
  • В 1958 году был установлен первый женский мировой вертолетный рекорд, его автором стала студентка МАИ, летчица-спортсменка Центрального авиаклуба Ирина Гурова.
  • Космонавт Светлана Савицкая — первая в мире женщина, вышедшая в открытый космос. Ранее прославилась как летчица и парашютистка, абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу, автор трех мировых рекордов в прыжках с парашютом из стратосферы, пятнадцати мировых рекордов, установленных на реактивных самолетах.
  • Экипаж летчика-испытателя Марины Попович в 1972 году установил на АН-22 «Антей» 10 мировых рекордов. Всего ей принадлежит 101 (!) мировой рекорд, она освоила 40 типов самолетов и вертолетов, стала единственной в мире женщиной, пилотировавшей «Антей».