Ручной ткацкий станок в музее Днепровского поселения удостоился красоваться в центре экспозиционного зала. Много лет назад, когда в поселении объявили о создании музея, пожилая станичница Цыкарева Наталья Емельяновна решила отдать действительно для нее бесценное — своего кормильца в течение многих лет. Она просила, чтобы показали, куда поставят станок.

— Наталью Емельяновну привезли, как я помню, на самодельной тележке, — вспоминает нынешний председатель совета ветеранов, а в те годы работник сельской администрации Анна Васильевна Овчарова. — Она хотела посмотреть, где он будет стоять: «От тут його и поставыть, посэрэдь комнаты». Так и сделали.

И вот уже без малого сорок лет он стоит там, где указала его последняя хозяйка. Это не отполированный музейный экспонат, а простая рабочая лошадка, с изъеденными временем и долгой работой на нем деталями, — некоторые пошли трещинами. Но станок до сих пор в рабочем состоянии и даже заправлен пряжей, хоть садись и начинай работу.

Сколь лет станку? — сказать трудно, он перешел к Наталье Емельяновне по наследству от ее матери. Простую и удобную конструкцию когда-смастерил или столяр, или сам глава семьи. На таких станках ткали холсты. Но прежде чем дело доходило до ткачества, пряжа проходила несколько этапов. Каких? — об этом тоже расскажут экспонаты днепровского музея.

Например, чесало, своего рода большой деревянный гребень с ручкой, с до удивления тонко вырезанными ровными зубцами. Остриженную овечью или козью шерсть долго мыли, потом чесалом вычесывали мусор и репеи. Чесали также лен. И только потом дело доходило до прялки — она тоже красуется в музее рядом с ткацким станком.

А затем ткали полотно и шили казачьи чекмени, рубахи мужикам, бабам и ребятне, рушники, белье. Удивительной прочности были ткани: изготовленные из них вещи стирали в реке, отбивали рубелем и им же гладили — а это еще одна достопримечательность днепровского музея. Рубель (с ударением на Е) — это, можно сказать, предок и стиральной доски, и утюга. Смотритель музея Наталья Николаевна Гладких демонстрирует, как гладили: изделие наматывали на скалку и рубелем катали его туда-сюда.

Так вот, о бабушке Наталье. Полотно уже, естественно, в середине 50-х никто не ткал, ткани можно было купить в магазине. А дорожки — их бабушке заказывала вся станица. Полы-то в хатах были земляные. Доливкой назывались. Наталья Николаевна вспоминает, как ее бабушка Домна заставляла внуков месить глину пополам с коровяком — босыми ногами, а сама руководила процессом. Этой доливкой тряпкой мазали полы, а потом, на высохшие, стелили те самые дорожки, которые ткала мастерица Цыкарева. Чем расплачивались? Маслом, молоком, сметаной — денег у колхозников долго не водилось. За дорожками выстраивалась очередь. Бабушку Наталью до сих вспоминают, а в музее можно увидеть на заправленном станке часть уже сотканной ею дорожки.

Напомним, сельский музей — он как летопись большой семьи