А имя писателя в разные времена то возвеличивали, то ставили под подозрение, убирали его из названий улиц и музеев. И даже гибель его была поставлена под сомнение. Так каким он был, Аркадий Гайдар?
В пятнадцать мальчишеских лет
Юные годы будущего писателя мало чем отличались от жизни мальчишек того периода и образованных семей среднего достатка. По всей вероятности, его начальным образованием до десятилетнего возраста — до поступления в Арзамасское реальное училище — занимались родители.
Первая мировая война, две революции, Гражданская война перевернули судьбы многих людей и раздели их на два враждебных лагеря. Отец Аркадия воевал на фронте — сначала против внешних врагов, потом в рядах Красной армии. Так случилось, что и сын сразу встал в Арзамасе, где тогда жила семья, на сторону большевиков. Выполнял разного рода поручения — на фронт не брали по возрасту. Есть данные, что он в биографии прибавил себе лет — вместо 1904-го написал: год рождения 1901. Это дало возможность стать членом компартии. В декабре 1918-го оставил последний класс училища и вступил добровольцем в Красную армию. Обучался на курсах подготовки командного состава. Вместе с курсантами отряда особого назначения участвовал в боях с бандами вокруг Киева.
После окончания курсов участвовал в боях на польском фронте, под Борисовом, Лепелем и Полоцком, был ранен.
Вот что Гайдар позже вспоминал о периоде 1919—1920 годов: «Порядок моих фронтов был такой: петлюровский, польский, кавказский, Сочи, Кубань… Направлен на Кавказский фронт (март 1920 г.). После захвата остатков деникинцев (армия генерала Морозова) под Сочи стоял с ротой, охранял границу с белогрузинами (мост через реку Псоу) за Адлером, но вскоре, когда генералы Гейтман и Житиков подняли на Кубани восстание, были мы переброшены в горы, и все лето до поздней осени гонялись за этими бандами».
Обвинения были сняты
А далее были курсы командного состава в Москве. В марте 1921-го, в полные 17 лет, он уже командир запасного стрелкового полка стрелковой бригады Орловского военного округа в Воронеже, под его командованием пять тысяч человек. Здесь готовили маршевые роты и батальоны для отправки в действующую армию на фронт.
В том же году в должности командира батальона, а затем сводного отряда действовал против двух повстанческих армий Антонова в Тамбовской губернии. Был назначен командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Тамбовщина оставила серьезную отметину в виде ранения двумя осколками бомбы в руку и контузии головы.
В его боевой биографии, как в калейдоскопе тяжелого и неспокойного времени, сменялись города и регионы: Екатеринбург, Башкирия, Тамьян-Катайский кантон, Иркутск, Хакасия, Ачинско-Минусинский боевой район… В последнем красноармейцы в составе отрядов ЧОН (частей особого назначения) занимались поиском и преследованием банд. Это самый сложный период в военной биографии Аркадия Голикова. Его обвиняют в жестокости по отношению к местному населению, которое он считал пособниками бандитов, необоснованным расстрелам, самоуправстве.
Комиссия ГПУ признала его виновным в самочинных расстрелах и заключила под стражу. Но дело передано для рассмотрения по партийной линии. В итоге его исключили из партии и лишили права занимать ответственные посты (он остался беспартийным до конца жизни). Практически все обвинения, кроме незаконных экспроприаций и расстрела трех бандитских пособников, с него были сняты. В ноябре 1924 года Голиков был уволен из РККА по болезни с диагнозом «травматический невроз» — следствие тяжелого ранения.
Оправдан. В 90-х годах со страниц печатных изданий на Аркадия Гайдара внезапно полились тонны грязи: палач, убийца мирного населения. И как поверили в то, что это могло быть правдой, те, кто вырос на его произведениях? Публицист и педагог Борис Камов 20 лет провел в архивах, тщательно изучая жизнь писателя, чтобы аргументированно изобличить клеветников.
«Всадник, скачущий впереди»?
Целый букет заболеваний ставит ему врачебная комиссия. Путь в армию закрыт, в 20 лет он остается не у дел. Но не таков Аркадий Голиков. Он берется за перо. Пережитое ложится в строки автобиографической повести «В дни поражений и побед», ее, а еще повесть «Р.В.С.», он подписывает своей настоящей фамилией: Голиков… Первый успех, первый гонорар: на него он покупает командирские сапоги, буденновку и длинную кавалерийскую шинель.
Кипучая энергия ищет выхода, и он пишет, пишет, пишет… Берет псевдоним Гайдар и отделывается шуткой, когда задают вопрос о его происхождении.
В лесах Приднестровья…
С началом Великой Отечественной Гайдар военный корреспондент «Комсомольской правды». Пишет очерки с фронта.
К сентябрю 1941-го на Юго-Западном фронте возникла угроза окружения армии, и часть военкоров эвакуировали самолетом из Киева в Москву, Гайдар улететь отказался. Почему? — возникает множество нехороших версий по этому поводу (в том числе позже и причин гибели Гайдара). После окружения армии попал в партизанский отряд в Приднепровских лесах. Погиб 26 октября 1941 года, в 37 лет, в результате стычки с немецкой засадой недалеко от села Лепляво Каневского района Черкасской области. Спустя шесть лет останки были перезахоронены в городе Каневе.
31 декабря 1964 года Гайдар был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.
Собрания его сочинений издаются и переиздаются уже после смерти писателя. О нем пишут биографические книги и даже песни.
Из открытых источников в Интернете.
Голиков Аркадий из Арзамаса. Версию псевдонима «Гайдар» — с монгольского «всадник, скачущий впереди» — сын писателя контр-адмирал запаса, журналист и писатель Тимур Гайдар отвергал. По его мнению, «Г» — первая буква фамилии Голиков, «АЙ» — первая и последняя буквы имени, «Д» — по-французски — «из» (Голиков изучал французский и любил этот язык), «АР» — первые буквы названия родного города. Г-АЙ-Д-АР — Голиков Аркадий из Арзамаса (сокращение французского «Golikov Arkady d’ Arsamas», что означает «Голиков, Аркадий из Арзамаса»).
Гайдар на Кубани, 1920 год
Многое о Гайдаре узнали из книги Адольфа Гольдина «Невыдуманная жизнь». Она вышла в Москве в издательстве «Детская литература» в 1972 году. Автор дружил с Аркадием Голиковым с восьми лет, вместе учились сначала в Арзамасском частном, а потом в реальном училище. А. Гольдин имел возможность ознакомиться в том числе с документами о боевом пути Гайдара на Кубани из архивов Советской Армии.
На Кубань шестнадцатилетний Аркадий Голиков попал в марте 1920 года после госпиталя и Высшей стрелковой школы в Москве. Полк размещался в Екатеринодаре (Краснодар) и нес караульную службу. В предгорьях, плавнях скрывались бандиты, и каждую ночь были нападения на бойцов Красной армии. Вскоре Голикова посылают на черноморское побережье, в 34-ю стрелковую дивизию. Полк, в котором он служил, передислоцируется в Сочи для охраны города и побережья. Позже в своей автобиографии Аркадий Гайдар писал: Когда генералы Гейтман и Житиков подняли на Кубани восстание, мы были переброшены в горы и все лето до поздней осени гонялись за этими бандитами….
Преследуя бандитов, А. Голиков и его однополчане прошли с боями через станицы Пшехскую, Кубанскую, Апшеронскую, Ширванскую, направляясь все дальше в горы. Голиков прошел в то лето и осень почти все побережье от Адлера до Новороссийска, западное предгорье Кавказа, южные станицы Кубани. В октябре 1920 года с бандитами, разорявшими предгорные кубанские станицы, было покончено. Воспоминания о тех днях легли в основу первой его повести В дни поражений и побед.