Сведений о ее жизни немного, неизвестны дата смерти, причина и место захоронения.

Елена Чоба уроженка станицы Роговской. Как пишут немногие исследователи ее жизни, после смерти матери она осталась сиротой и была удочерена зажиточной казачьей семьей. Вышла замуж за казака Чобу. Вскоре началась Первая мировая война, муж погиб. Неизвестно, что руководило Еленой, но она решила, переодевшись в мужское платье и отрезав косу, идти на войну под именем своего погибшего мужа. Наказной атаман Кубанского казачьего войска Михаил Бабыч дал на это разрешение и имя Михайло. И казака Елену-Михайло отправили на Западный фронт в составе 1-го Екатеринодарского полка. Воевала казак-девица храбро. Получила три медали за бои в Карпатах и Георгиевский крест IV степени. В военных хрониках 1915—1916 годов о ней выходили заметки в газетах.

В истории есть женщины, как и Елена, воевавшие под мужскими именами, чья тайна, известная лишь небольшому кругу лиц, открылась в результате ранения. Об одной из них, кавалерист-девице Надежде Дуровой, офицере Русской императорской армии, герое Отечественной войны 1812 года, «Знаменка» писала в канун 240-летия со дня ее рождения («ЗТ» № 37 от 14 сентября с. г.). У каждой войны есть свои герои и свои судьбы. В отличие от Дуровой, судьба Чобы сложилась по-другому, она попала в мясорубку Первой мировой и Гражданской войн, эмигрировала и умерла на чужбине.

…В 1915 году Чоба была ранена. После лечения в сопровождении станичника Федора Рябчуна приехала на неделю в Роговскую и перед отъездом на фронт была сделана уникальная, и по всему единственная, фотография, которая фигурирует во всех публикациях о Чобе. Елена в серой черкеске и белой папахе, с наградами. Рядом — ее родственница с маленьким сыном и однополчанин Федор Рябчун. Фотографию подарила фольклорной экспедиции, работавшей в станице в 1993 году, жительница Роговской Александра Рябчун, родственница Федора Рябчун. Ее нашли в тайнике при ремонте старого дома. На обороте надпись: «В память о Германской войне».

Что известно о судьбе Елены Чобы после революции? Сведения в разных источниках разноречивы и однозначного ответа не дают, скорее, это переписанные друг у друга тексты с добавлениями и вольной интерпретацией. Известно, что она сражалась против красных в рядах Белой армии. Ее считали погибшей. Или эмигрировавшей из России? Вроде как на родине даже единственный раз получили ее письмо то ли из Болгарии, то ли из Сербии.

В 1996 году на Кубань приезжал потомок казаков-эмигрантов из Канады Николай Рой. Он-то и подарил музею Е.Д. Фелицына, как утверждают, известную фотографию артистической группы «Кубанские джигиты», на которой, по его словам, есть казачка Елена. Она гастролировала с казачьей группой, которую организовал 1924 году Федор Елисеев, личность историческая. На чужбине казаки выживали как могли, в том числе используя свои навыки в джигитовке. Фото было среди экспонатов музейной выставки 1999 года «Русские судьбы». Оно было сделано в 1926 году в городе Сент-Луис, США. Но была ли та Елена именно Чобой? В источниках, увы, указывают на разных людей на фото: то она стоит в верхнем ряду в серой черкеске и белой папахе, то в первом ряду в светлой черкеске и белой папахе, то сидит во втором ряду четвертая слева… Смотрите: существует ли отдаленное сходство на фото 1916 и 1926 годов, где предположительно есть Елена Чоба?

«Кубанские джигиты». Сент-Луис, США, 1926 год. Фото из фондов Краснодарского краевого музея имени И.Д. Фелицына.