С небес на землю. Отец Михаила Безрукова Григорий Иванович, в 1943 году воевавший на Голубой линии, вспоминал: назначенные утром командиры взводов не доживали до вечера. Однажды старшина Безруков принял командование подразделением на себя.
В этот же день в одной из яростных атак под минометным огнем отца тяжело ранило. Ему оторвало ступню, в запальчивости он пробежал еще несколько метров и упал, солдаты вынесли его. Война оставила на его теле страшные отметины. Отец всегда был для сына примером стойкости и мужественности.
В раннем детстве Безруков-младший, обласканный материнской любовью и сестринскими заботами, рос, как и практически все младшие дети в семье, всеобщим любимцем. В восьмом классе паренек уже мечтал стать военным летчиком, для этого усиленно учился.
В 1968 году после окончания школы сразу подался в местный военный комиссариат.
Но чуть-чуть не успел со сдачей документов, необходимых для поступления в летное училище. Работники военкомата, глядя на расстроенного парня, посоветовали ему поступать в военный вуз в следующем году.
В течение этого времени, чтобы не сидеть на шее у родителей, Михаил работал разнорабочим на кирпичном заводе, по вечерам готовился к вступительным экзаменам в летное училище и с одержимостью занимался спортом.
Но тут жизнь опять внесла свои коррективы. Однажды на медкомиссии в военкомате Безруков встретил офицера пограничника. Услышал от него много интересного о границе и, образно говоря, спустился с небес на землю. Теперь он был уверен, что более почетной и ответственной службы, чем охрана передовых рубежей
Отечества, нет. Думая так, Михаил принял судьбоносное для него решение поступить в Московское высшее пограничное командное училище КГБ при Совете Министров СССР, но не сдал экзамены. Через несколько месяцев после этого получил повестку из военкомата. Он один из всей станицы Новокорсунской попал в погранвойска.

Ступени к цели. В Октемберяновском отряде рядового Безрукова определили в учебный пункт, где он начал постигать азы службы на границе, ее особенности. Командиры сразу обратили внимание на молодого солдата Безрукова. Среди своих ровесников он выделялся организованностью, дисциплиной, отличной физподготовкой, ему предложили продолжить учебу в школе сержантского состава отряда. Михаил согласился и преуспел: его фотография красовалась на Доске почета «учебки». Вскоре молодой выпускник школы сержант Безруков подал рапорт на поступление в вуз.
Так Михаил снова оказался в стенах МВПКУ. Только теперь, уже имея за плечами опыт пограничной службы, определенные знания, без труда сдал экзамены.
Сержанта Безрукова назначили командиром отделения, а затем и заместителем командира взвода. Через два года, в 1972 году, в связи с открытием в Голицыно Высшего пограничного военно-политического училища КГБ при Совете Министров СССР имени К.Е. Ворошилова, Безрукова, как и многих других курсантов политпрофиля, перевели в новое учебное заведение, где Михаил учился еще два года.
Окончив училище с отличием, лейтенант Безруков изъявил желание продолжить службу в Октемберянском отряде Закавказского пограничного округа.

На высоте 2,5 тысячи метров. Когда в соседнем Ленинаканском отряде возникла необходимость усилить заставы опытными и надежными кадрами, командование округа приняло решение назначить замполитом на одну из них лейтенанта Безрукова. Михаил Григорьевич вместе с другими направленными сюда офицерами в кратчайшие сроки смогли навести порядок во вверенном им подразделении. Командование оценило работу молодого офицера-политработника и выдвинуло его кандидатуру на должность начальника заставы имени Героя Советского Союза полковника Л.М. Дудкина, а Военный совет округа это решение утвердил.
Два года старший лейтенант Безруков командовал именной заставой. Расположенная на высоте более 2,5 тысячи метров, она продувалась, как говорится, всеми ветрами и метелями. Первый снег выпадал здесь уже в сентябре и лежал до июня включительно. Тяжелые природные условия требовали от личного состава большой физической закалки. Но трудности только закаляли характер пограничников. Несмотря на сложность природных условий, застава оставалась лучшей в отряде. Тогда старшему лейтенанту Безрукову предложили перевод на вышестоящую должность заместителя коменданта отрядной комендатуры по политической части.

Самый горячий. В период службы в комендатуре капитан Безруков был награжден медалью «За отличие в охране государственной границы СССР». В 1982 году его, как одного из лучших офицеров, направили в Москву — для сдачи вступительных экзаменов в Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. Наличие «красного» диплома об окончании пограничного училища позволило Михаилу Григорьевичу сдавать лишь один экзамен. Но сделать это надо было на «отлично». Он сдал! И был зачислен слушателем академии. Во время распределения представитель управления кадров задал ему, к тому времени уже майору, вопрос: «Жару нормально переносите?». По этому вопросу Михаилу Григорьевичу стало понятно, что речь, возможно, пойдет о Среднеазиатском пограничном округе. Через минуту его догадка подтвердилась. А еще через несколько недель майор Безруков отправился в Ашхабад на должность старшего инструктора политотдела погранокруга.
Сегодня Михаил Григорьевич вспоминает этот период службы как самый горячий, в прямом и переносном смысле. Тогда, сменив закавказские горы на раскаленные пески Каракумов, майор Безруков окунулся в напряженные, тяжелые, а подчас и опасные служебные будни. Постоянные командировки в части и подразделения округа отнимали много времени и сил. Михаил Григорьевич никогда не подходил к проблемам личного состава формально. Он всегда пытался во всем разобраться досконально, вникать в суть дела, а главное, помочь человеку, порой и целому пограничному коллективу в решении тех или иных задач, причем не только служебных и бытовых, но и семейных. Благодаря доброму отношению полит-работника к людям его авторитет рос, а доверие к нему как начальников, так и подчиненных укреплялось.

Сложная задача. Всегда было так, что самые сложные и ответственные дела доверяли лучшим офицерам. Поэтому, когда в феврале 1986 года в округе создавали сводный инженерный отряд по оборудованию границы с Афганистаном на участке Тахта-Базарского погранотряда, командовать им назначили майора В.И Чулкова, а замполитом стал майор М.Г. Безруков. На плечи этих офицеров лег титанический по объему и ответственности труд. Вот несколько примеров. «На бумаге лагерь был вполне готов к приему личного состава и техники нового отряда, но когда колонна прибывала к месту базирования, их ждала безрадостная картина: среди раскаленных песков дрожали на ветру палатки, внутри которых стояли лишь солдатские кровати, провалившиеся почти по сетку в песок», — вспоминает Безруков.
Главной проблемой стало обустройство на новом месте. Удалось в кратчайшие сроки построить столовую, автопарк, склады, оборудовать спальные помещения и комнаты отдыха. А еще, что немаловажно, организовать культурный досуг солдат и офицеров. Со временем решили и проблему нехватки воды, организовав ее доставку в необходимых количествах.
За такую службу Указом Президиума Верховного Совета СССР Безруков был награжден медалью «За трудовое отличие» и переведен на вышестоящую должность заместителя начальника политотдела Небит-Дагского отряда. Еще через три года Михаил Григорьевич стал начальником политотдела Термезского пограничного отряда.

Плечо для сослуживцев. Наступили лихие 90-е. Российские пограничники попали в тяжелую ситуацию. Продолжая охранять рубежи на территориях когда-то братских советских республик, они де-факто оказались на территориях отныне суверенных государств, то есть за границей. Ситуация усугублялась еще и тем, что не было никакой определенности и ясности в дальнейшей судьбе каждого офицера. Они, уставшие от неопределенности, решили отправить на Всеармейское совещание командного состава в Москву своего делегата, и выбор пал на начальника политотдела отряда подполковника Михаила Безрукова, который после возвращения объяснил обстановку, рассказал об их перспективах и довел план действий.
В апреле 1992 г. Михаила Григорьевича перевели в Москву в управление кадров центрального аппарата пограничных войск. Здесь ему пришлось пройти все служебные степени до заместителя начальника Управления кадров ФПС России. За успехи в службе Безруков был награжден орденом «За военные заслуги».
Продвижение по служебной лестнице не отразилось на стиле работы Безрукова. Он по-прежнему не терпел формального отношения к людям, считал своим служебным и моральным долгом вникать во все детали дела, когда речь шла о будущем конкретного человека, и только после этого принимал кадровые решения, определявшие дальнейшую судьбу пограничников. Такого же участливого подхода Михаил Григорьевич требовал и от своих подчиненных. Наверное, поэтому его до сих пор с благодарностью вспоминают сотни офицеров, в чьих судьбах он сыграл положительную роль.
В 2002 году Указом Президента России он был назначен на должность заместителя начальника Пограничной группы ФПС России в Республике Таджикистан, а в феврале 2003 года ему присвоили воинское звание «генерал-майор».

Сейчас Михаил Григорьевич находится на заслуженном отдыхе. Вернувшись после окончания службы на свою малую родину Кубань, долго без дела не оставался. Сегодня он возглавляет Координационный совет Союза общественных объединений Краснодарского края ветеранов (пенсионеров) пограничников. Эта работа многогранна и ответственна. Но Михаила Григорьевича трудности по-прежнему не пугают. Ведь на его жизненном пути часто встречались «камни» и «ухабы», он умело боролся с жизненными водоворотами. Сегодня Безруков живет в станице Новокорсунской на территории отцовского подворья, где все перестроил, благоустроил. Украшают сад подворья не только фруктовые деревья и ягодники, а также березовая аллея. Его подворье — это последняя застава. У дома пограничный столб и флагшток для подъема флага…

Автор Виктор Ершов, ветеран военной службы, член Тимашевского общества РОИА