Одна на всех

В Поселковом поселении шесть населенных пунктов. Работы у ветврача много, ведь в зоне ее ответственности крупный рогатый скот, что содержат на двух животноводческих фермах, животные в личных подсобных хозяйствах, мелкий рогатый скот количеством не в одну сотню голов, куры с собачками и кошечками, которых никто не считал. Поэтому обход для оценки состояния поголовья, сбора анамнеза, постановки диагнозов, назначения лечения — дело для нее обычное и ежедневное. Кроме этого, есть обязательные сезонные прививки, а еще ветслужба стоит на страже здоровья и благополучия людей и животных, а потому ни одно животное или продукция животного происхождения без ведома и разрешения ветслужбы границ поселения пересекать не должна. И это тоже забота Ирины Хартьян.

Не много ли дел на одну? Много, конечно, посетовала ветврач. Ирина Николаевна на ветучастке в поселке Советском работает с 2003 года. Поначалу была у нее ветфельдшер в помощниках, но ушла на пенсию. Осталась одна и справлялась. Но в последние годы животноводство, как бизнес, в поселении стало развиваться хорошими темпами, и помощник на ветучастке вновь был бы не лишней единицей. Только вот учащаяся молодежь практику у нее проходит, а работать не приходит: выпускники зооветфакультетов нынче предпочитают лечить кошек и собак в городских клиниках.

Осознанный выбор

Сама Ирина Николаевна в профессию пришла осознанно. Сразу после окончания местной школы № 14 в 1982 году поступила в тогда еще Кубанский сельхозинститут по направлению от совхоза «Красносельский», где работали ее родители. Уронить честь семьи было нельзя, поэтому Ирина знала, что после окончания учебы она обязательно вернется в родное поселение и хозяйство. Так и случилось, причем вернулась не одна. Привезла с собой механика в совхозный гараж — молодого мужа.

Назначение Хартьян получила в МТФ № 1, откуда как раз уходил на пенсию ветврач.

— Коллектив ветработников в совхозе, работавший под руководством главного ветврача Александра Дмитриевича Черенкова, был исключительно мужским. Наставниками у меня были все коллеги. И этому обстоятельству я была только рада, ведь учили они нужным вещам, — вспоминает Ирина Николаевна.

По неопытности она в то время часто попадала в смешные и не очень забавные ситуации.

— Как-то раз на одной из ферм уехал в отпуск ветврач и меня поставили исполнять его обязанности. А тут корова внезапно околела. Прибегаю, она лежит копытами вверх, а ноги словно судорогой свело. У меня сразу мысль — столбняк. Надо быстро ликвидировать источник возможной заразы, чтобы не допустить ее распространения. Поэтому корову по моему распоряжению уволокли подальше, обложили покрышками, дровами и сожгли. А на следующее утро меня вызвал главный ветврач совхоза и принялся ругать. Почему? Оказывается, я ничего не сделала, чтобы установить причину смерти животного: не собрала анамнез, не взяла кровь на анализ, не провела вскрытие и так далее и тому подобное. И из-за этого на ферме не знают, как списать умершую корову.

Николаевна знает все

В такие ситуации Хартьян давно не попадает. Специалистом стала широчайшего профиля. Знает, как подойти к животному, «заговорить ему зубы», чтобы как можно безболезненнее взять кровь на анализ. Хотя, как сказала ветврач, порой и подходить не надо, достаточно посмотреть на него.

В поселении жители ее знают и доверяют как специалисту. Народ в ее «теплушку», как она называет свой офис, обращается часто.

Впрочем, сетует ветврач, КРС в личных хозяйствах поселения сейчас и трех десятков не наскрести. Еще лет пять назад она сама держала дома «кормилицу». Именно корова помогла ей поднять и выучить четверых детей.

Нынче же пожилым уже тяжело содержать животных, а молодым некогда. Поселковое поселение постепенно превращается в спальный район для работающих вахтовым методом на больших предприятиях. Кто-то целыми семьями ездит на работу в Тимашевск, кто-то в соседние районы, а домой возвращаются только чтобы отдохнуть. Какие там коровы да козы!

А вот частный животноводческий бизнес развивается семимильными шагами: в поселении действуют две молочнотоварные фермы, есть несколько предпринимателей, занимающихся откормом КРС, индюков, имеется даже отара гиссарских курдючных баранов. Поэтому ветврач Ирина Хартьян востребована. Чтобы везде успевать, она лет двадцать назад освоила вождение автомобиля. А благодарные клиенты подарили ей велосипед: тоже для мобильности, но на коротких дистанциях.

— Когда-то с профессией я попала в десятку, и поэтому по-настоящему счастливый человек. Очень люблю свою работу, понимаю животных. Они никогда не подведут и умеют быть благодарными за заботу, — поделилась Ирина Николаевна.

Кстати. Как стало известно «Знаменке», в канун профессионального праздника Ирине Хартьян за многолетний и плодотворный труд вручили медаль, учрежденную в честь 190-летия ветеринарной службы Кубани. Поздравляем!