География переселенцев из Украины обширна, жизненные истории разнообразны, в этом журналисты «Знаменки» убеждаются всякий раз, когда встречаются с героями очередного материала о судьбах, в которые вмешалась война.

На криницу за водой

Александр Николаевич и Наталья Викторовна Бохановы родом из Горловки, сейчас живут в станице Роговской. Оба пенсионеры. Александр более двух десятков лет проработал в шахте имени Гагарина, начинал с рабочего, уходил на заслуженный отдых с должности начальника участка.
Наталья Викторовна была завхозом в школе. Жили в квартире, мечтали, как и большинство пенсионеров, о том, что когда-нибудь переедут в дом на земле.

Объектом военных действий Горловка стала еще в 2014-м, но горожане за эти годы научились жить и в условиях постоянных обстрелов. Бомбить обычно начинали к вечеру, продолжали всю ночь.

— Смерть витала повсюду, — вспоминает Наталья, — трупы на улицах лежали, а самым тяжелым было каждое утро обзванивать родных, узнавать, живы ли.
— Все конфликты поколений война стерла, — говорит Наталья Викторовна, — забывались старые распри между родными, свекрови с невестками на одной кухне прекрасно ладили, тещи и зятья мирились.

Если в чьем-то подвале случайно находилась раритетная буржуйка, которую забыли выбросить, считай, хозяева счастливчики, нашедшие клад.

— У вас тут тепло на Кубани, — отмечает Наталья, — а у нас бывало на улице +5, а в квартире +2, занавески колышутся от ветра. Как выживать?

Этим вопросом задавались все чаще, видели, что горожане массово уезжают, хоть куда, лишь бы от войны. Оставались только те, кто не сумел выехать. Бохановым и в этом повезло, родня из Роговской давно звала переезжать. Решились, когда окончательно иссякли запасы сил и оптимизма.

Покинуть Горловку тоже было непросто. Перевозчики работали, но гарантий безопасности в дороге не давали.

— Ты ж понимаешь, если ограбят автобус, то нас всех постреляют, — объясняли водители, — хочешь, поехали.

Бохановы рискнули. Маршрут до Краснодара был сложным и длительным, но Александр вспоминал свою старшую сестру, которой пришлось проехать аж через Польшу и Прибалтику и понимал: им повезло и в этом.

Чудеса случаются

Случаев необъяснимого везения у Александра несколько.

— Я был в гостях у знакомых, — рассказывает он, — заговорились, засиделись и спохватились, когда до комендантского часа оставалось пять минут. Быстро выскочил на улицу и успел пройти не более 20 шагов, как начали стрелять. Я упал, закрыл голову руками и снаряды ударили в тот самый дом, откуда я вышел. Не чудо ли?

Еще один случай чудесного вмешательства в свою жизнь Александр тоже часто вспоминает.

— Ехали без приключений, таможенный пост прошли легко. Полной грудью вздохнули только, когда пересекли границу, — продолжает рассказ Наталья Викторовна. — Не совсем понятно было, что нас ждет на Кубани, все-таки начинать с нуля в пенсионном возрасте сложнее, чем в молодости.

Роговская приняла своих новых жителей радушно, первое время и продукты приносили, и даже счет на телефоне пополняли. Обычно первые, с кем знакомятся новоприбывшие — это сотрудники управления соцзащиты и волонтеры, оказывающие помощь. Бохановы не исключение, но Александр успел и сам оказать помощь — поучаствовать в ремонте офиса «Помогаем вместе», о чем он особо не любит распространяться, мол,ничего особенного и не сделал.

О том, как обстоят дела в родном городе, супруги узнают в основном из теленовостей.
— Тяжело очень видеть знакомые кварталы в руинах, переживать за родных и знакомых, оставшихся в Горловке — не скрывает Наталья Викторовна, — но жизнь продолжается.