С чего начинали

Март далекого военного 1944-го. Тимашевский район год как скинул с себя тяжкое бремя фашистской оккупации. Большая часть мужского населения воюет на фронтах Великой Отечественной. Все, что можно, тыл отдает фронту. Не хватает элементарного. И в этих условиях в районе начинают возрождаться сельское хозяйство, промышленность. На скудной производственной базе, состоящей из кустарных орудий лова — неводов и самодельных сетей, да весельных лодок, создается рыболовецкий колхоз с патриотическим названием «За Родину». Треть небольшого коллектива — женщины-рыбачки, остальные старики и инвалиды. Руководить рыбколхозом был поставлен его первый председатель Георгий Бутвинов.

Линия производства рыбных консервов.

О большем, кроме вылова, пока никто и не задумывался, это будущая история славного хозяйства. Десятки километров шли рыбаки на весельных лодках, чтобы выполнить план, и добытые в Кирпилях в том же году 288 центнеров рыбы были по тем временам неплохим уловом.

Но руководство колхоза и власти понимали, что рыбные запасы в реках для промышленного лова не бесконечны. Своего рыбопитомника не было, примитивный его вариант оборудуют в районе железнодорожного моста лишь в начале 60-х. А для воспроизводства рыбных запасов уже в 1945-м закупили и выпустили в ре-ку десять тысяч мальков карпа зеркального.

Рыбопитомник (разведение мальков)

Выбрали председателем

История рыбколхоза «За Родину» сохранила имена его председателей: Федор Тупиленко, Иван Цырульник, Александр Михайлов, Иван Кузнецов. Каждый руководил рыбколхозом разное количество лет. Дольше всех — Валентин Николаевич Нестеренко, с 1977 по 2005 год. Потомственный рыбак, родом из Брюховецкого района, откуда, собственно, и началась его трудовая биография.

Слева А.Гнездилов

Кстати. Валентин Николаевич Нестеренко — заслуженный работник рыбного хозяйства РФ, заслуженный работник сельского хозяйства Кубани, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, заслуженный колхозник (ведомственная), медали ордена «За заслуги в развитии железнодорожного транспорта», медалей «За заслуги в развитии Кубани» 1 и 2-й степени и других наград.

Тимашевский рыбколхоз был для него не первым местом работы До этого три года трудился рыбоводом в рыбколхозе им. Куйбышева в Варениковской и столько же главным инженером в славянском рыбколхозе им. Карла Маркса.

Рыбколхоз «За Родину» к тому времени имел автотранспорт, иную технику, и план вылова выполняли, хотя объемы большими не были. Но не было перспективы — инкубации и переработки, мало прудов, вылавливали до 600 тонн рыбы, лишь 350 тонн из которой было товарной, остальное, непищевая мелочь, шла на корм скоту.

Подарки ветеранам войны из рук председателя Нестеренко на 9 Мая

И в верхах уже подумывали объединить тимашевский рыбколхоз с крепким брюховецким «8 Марта». Но решили повременить, посмотреть, как он, Нестеренко, справится с задачей. По всему, знали о его напористом характере, хватке, увлечении своим делом и верили, что новое для него хозяйство Валентин Николаевич вытянет. 6 марта 1977 года на общем собрании коллектива и с одобрения райкома партии Нестеренко избрали председателем.

Первый миллион

Первой задачей было построить инкубационный цех. Без инкубации, то есть без получения личинки, основного материала для зарыбления, рыбколхоз не мог дальше существовать. Тот посадочный материал, что закупали, был как кот в мешке: из других вод, неизвестно какого качества, стоил недешево и осенью надо было рассчитаться.

— И где-то к осени 1978-го цех построили, — продолжил Нестеренко. — Заложили 150 кг икры, из нее, по нашим расчетам, должны были получить до 120 млн штук личинки. А через три дня на выходе — рахиты и дохлая. Ничего не можем понять! И приглашенный специалист из НИИ дельного не предложил. А тут стоят рядом сварщик и электрик, не сведущие в этом люди, видят, как я переживаю. Но что значит русская смекалка — предложили там отрезать, тут переварить, врезать в конструкцию аэраторы, а мы их только купили. За два дня переделали все. Но время было упущено, для себя личинку тогда мы получили, а для продажи не успели. Потом процесс наладили, начали продавать личинку и зарабатывать на этом неплохие деньги.

«Рыбакколхозсоюз» предложил делать аппараты для получения личинки, взялся обеспечить исходным материалом и чертежами. Вот так рыбколхоз на этих аппаратах заработал свой первый миллион.

Личинку-то получили, а для ее подращивания требовались пруды, которых в ведении рыбколхоза было всего 28 га. Никто в районе просто так не дал бы под них землю. Благодаря райкому и личным контактам вопрос постепенно решался. С помощью собственной техники копали пруды и довели их площадь с 28 до 150 га. Уже могли выращивать больше товарной рыбы, довести объем вылова до тысячи тонн. Но проблема была в том, что разрешения продавать ее в других регионах не давали, колхоз сдавал рыбу за копейки на государственные рыбзаводы, в том числе в Роговской.

Зеленый свет

1984 год. В Тимашевском районе создают первый в стране агропромышленный комбинат «Кубань», в состав которого вошли 76 предприятий и организаций, в том числе рыбколхоз «За Родину».

Рыбоводы получили разрешение реализовывать продукцию в другие регионы, например шахтерам Донбасса. А вылавливали в год уже до тысячи тонн. Рыбы было много, в жару ее девать было некуда, нет холодильника, цеха переработки. Когда шла большая рыба, к столам становились все, даже конторские: потрошили, солили в огромных брезентовых чанах, а потом передавали рыбзаводу.

К тому времени предприятие финансово твердо стояло на ногах, зарабатывало на продаже личинки и товарной рыбы, на выпуске аппаратов для выведения личинки. И Нестеренко просит у гендиректора АПК Михаила Михайловича Ломача снять с рыбколхоза план по непищевой рыбе. А еще разрешить трехлетний оборот вместо двухлетнего, то есть не ловить малька, который пойдет на корм скоту, а дать ему подрасти в течение трех лет до полноценной товарной рыбы. Вот так рыболовецкие бригады в 1985-м выбирали уже 1400 тонн.

И вопрос строительства цеха переработки тоже решился. Теперь, когда рыбы было много, возить ее за тридевять земель и продавать за копейки было не по-хозяйски. Рыбколхозу отдали старый цех в Роговской, там были чаны для засолки, камеры копчения, вяления, ледник. Коллектив остался тот же, и работа пошла. А рядом начали строить новый. Ломач решил в Москве и другой важный вопрос. И вот автоколонна из 17 КамАЗов отправилась в Мурманск и привезла из оленеводческого хозяйства новый финский холодильник на 150 тонн хранения. Помог гендиректор и с передачей хозяйству нефтебазы на 400 тонн. Начали строить цех по выпуску рыбной муки.

На демонстрации, 1990 год

Медики помнят

Непростые 90-е стали временем развала АПК. И рыбколхоз остался по сути ничейным, сам по себе. А тогда для предприятия это было равносильно смерти. И Нестеренко написал письмо в министерство путей сообщения с просьбой принять агрофирму в свой состав. Мотив отдаться в руки сторонней, но богатой структуре был, конечно же, корыстный. Но это давало возможность выжить.

И они выжили. Нестеренко с благодарностью вспоминает Владимира Ивановича Ильина, начальника Краснодарского отделения железной дороги. Договор был обоюдно выгодный: рыбколхоз, тогда уже ставший агрофирмой, обеспечивал продукцией структуры общественного питания дороги, а взамен получал удобрения, ГСМ. Ильин же помог с открытием консервного завода, вновь выдвинув условие: полностью взять на себя обеспечение четырех железнодорожных больниц рыбной продукцией и всем, что производилось тогда в подсобном хозяйстве агрофирмы. А в хозяйстве было до 50 коров, 200 свиней, 150 овец, все овощи и бахчевые, свое зерно, колхозники все покупали по низкой цене. Выпускали макаронные изделия для больниц.

Старые медработники нашей железнодорожной больницы помнят, что рыбколхоз помог не только приобрести хирургическое оборудование, но и за свой счет отправил в Санкт-Петербург на переобучение специалистов. Помогали деньгами и оборудованием и ЦРБ, и многим, кто обращался.

Получило одобрение и другое, с виду нереальное, предложение. На далеком Сахалине с железной дорогой в счет поставки вагонов расплачивались красной рыбой. А куда ее девать? И тимашевской агрофирме дорога выделила 90 млн на строительство консервного цеха, помогла с приобретением 400 тонн алюминиевой ленты для производства банки. Цех работал в три смены, выпускал консервы из горбуши, кеты, камбалы, наваги, сельди, судака, толстолобика, карпа и другие. Поставляли в орсы и магазины края и за его пределами.

Хор рыбколхоза

Спасибо людям

В 2004 году было создано РЖД. И через время тимашевскую агрофирму «За Родину», как непрофильное предприятие, просто скинули. Каким было финансовое положение? Как выразился Нестеренко, постепенно затухающим. Двадцать восемь лет непрерывной напряженной работы и чувство бессилия перед надвигающимися событиями в жизни предприятия стали сказываться на пошатнувшемся здоровье, и в марте 2005-го Нестеренко уволился по болезни. А в ноябре начался процесс банкротства.

Для него говорить о том, что стало с агрофирмой, которой он отдал лучшие годы жизни, — это как рвать душу на части. Но тех, с кем работал и на кого мог безоговорочно положиться, вспоминает добрым словом. Это заслуженные работники сельского хозяйства Кубани главный рыбовод и главный инженер В. Пучко и экономист Т. Завгородняя, вокруг нее объединились сегодня ветераны рыбколхоза. И заслуженный работник топливно-энергетического комплекса Кубани главный энергетик П. Карташев. Бригадир лова А. Гнездилов, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. И главный агроном подсобного хозяйства А. Савченко, главбух Т. Лихоманенко, бригадиры П. Шевченко и А. Авраменко.