О каждом из замечательных предков Ирина Владимировна помнит, бережет фотографии, сожалея, что семейная история сохранилась лишь с 1907 года, хотя с педагогикой их род был связан еще раньше.
Герои войны
В 1907 году в школу села Холопково, что в Глуховском районе Сумской области, пришел преподаватель точных наук Михаил Сергеевич Бойко, прадедушка нашей героини, а через два года и его супруга Валентина Тимофеевна. Оба окончили Неженский историко-филологический институт князя Безбородко. Впоследствии Михаил Сергеевич стал директором, отдал школе 34 года. По семейным преданиям, родители Михаила Сергеевича тоже были педагогами. Валентина Тимофеевна 32 года преподавала русский язык, пока в 1941-м не переехала в Глухов ухаживать за раненым сыном Олесем, офицером Красной Армии.
— После выздоровления он организовал в городе подпольную группу, — рассказала Ирина Владимировна. — Его мама выполняла поручения подполья, предоставляла квартиру для конспиративных встреч. В апреле 1943 года все подпольщики были арестованы. После пыток их рас-стреляли…
Дочь Михаила и Валентины Вера последовала примеру родителей и окончила Глуховский пединститут по специальности «начальные классы» и в спутники жизни выбрала тоже учителя — Федор Бондаренко преподавал математику.
— Затем он работал в райкоме партии, а в августе 1941-го стал секретарем подпольного райкома партии, — о дедушке Ирина Владимировна рассказывала с особенным уважением. — В декабре 1942-го погиб, посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Имена моей прабабушки Валентины Бойко и дедушки Федора Бондаренко внесены в Книгу памяти, в раздел «Подпольщики Сумщины».
Веру с тремя дочерьми в августе 1941-го отправили в эвакуацию в Казахстан, но при первой возможности она вернулась в Глухов. Работала учителем, заведовала детским садом, общий стаж составил 46 лет.
Когда мама парторг
Одной из дочерей Веры Михайловны и была мама нашей героини Раиса Федоровна. Основные моменты биографии, как и у всех из этой династии, педагогический институт и добросовестный труд.
— Мама преподавала географию и была парторгом школы, поэтому, глядя на нее, я проводила политинформацию куклам, — рассказала Ирина Владимировна.
Кукол «учила», им же шила-вязала обновки. И до сих пор дома радует глаз коллекция фарфоровых подруг.
Как и положено дочери педагога, Ирина воспитывала всех, кто попадался под руку. Первый серьезный проект — дети из близлежащих многоэтажек, организованные в тимуровский отряд. Под руководством заводилы Ирины помогали одиноким соседям. По утрам во дворе поднимали флаг, вечером устраивали концерты для родителей и соседей.
Учеба давалась Ирине легко. К урокам географии, которую преподавала мама, готовиться надо было особенно тщательно.
— Мама безжалостно снижала мне баллы за каждое неточное слово у доски, пятерка в журнале появлялась лишь после безупречного ответа, — вспоминает она.
Ученики Раисы Федоровны свою строгую наставницу обожали, хотя и называли за глаза «Рысь Федоровна».
— Десять лет назад я возила маму на встречу выпускников. Ее бывшие ученики приехали из всех регионов России, из-за границы, хотя школу окончили 40 лет назад, — гордится дочь.
Интуиция подсказывает
Выбрать иную сферу деятельности Ирине в голову не приходило. В какой институт поступать, тоже не задумывалась, разумеется, в Глуховский.
— В студенческие годы жила у бабушки Веры, строгостью моя мамочка пошла в нее, — помнит Ирина, — безупречный порядок в комнате, режим дня с послеобеденным отдыхом, подготовка к семинару — ночью разбуди и на любой вопрос отвечу.
Преподавательский состав был блестящим. Педагоги с кафедр разрабатывали методики, писали учебники. Старательная Ирина штудировала все, что советовали преподаватели. После окончания института пошла работать в школу, где Раиса Федоровна была директором.
— 1 сентября 1982 года вошла в класс. На меня смотрели 42 пары озорных глаз, — продолжила она рассказ. Ученики оказались любознательными, одно удовольствие с такими детками работать.
Мама, как директор, посещала уроки дочери. Методически все было идеально, но Раиса Федоровна всякий раз указывала на недочеты, объясняя, как элемент урока можно было сделать более изящно.
— Основное в нашей работе — почувствовать каждого ребенка, подобрать нужные слова — мне давалось на уровне интуиции, — рассуждает Ирина Владимировна.
Нюансы школьной жизни
В Тимашевском районе Гурьеву знают с 1985 года. Учитель начальных классов городской школы № 11, замдиректора по учебно-воспитательной части школы № 5, директор днепровской школы № 7, главный специалист центра образования. И на каждом рабочем месте Гурьева была успешной. Бывшие ученики, уже взрослые люди, при виде Ирины Владимировны прячут сигареты за спину…
— Помню мальчика, который внимательно слушал, что ему говорили учителя, и делал все с точностью наоборот. Сколько я с ним беседовала про «хорошо» и «плохо», а ничего не менялось, — смеется Ирина Владимировна. — Но через много лет он меня удивил, сказав: «Спасибо за все, что вы для меня сделали».
А один ученик к каждому уроку готовил вопросы на засыпку, чтобы поставить учителя в тупик.
— Я обязательно узнаю ответ и потом тебе расскажу, — с улыбкой сообщала ему Ирина Владимировна, тем самым давая еще один важный урок — не бояться признавать свое несовершенстве, но и не оставаться в нем.
Еще одних визитеров директор Гурьева вспоминает с теплотой — родители из многодетной семьи крайне эмоционально выясняли вопросы успеваемости детей.
— Я набралась терпения, дала родителям выговориться и затем взяла инициативу в свои руки. И мы нашли общий язык.
Подобных ситуаций в школьной жизни предостаточно, копилка продолжает пополняться.
Новое назначение — Ирина Владимировна Гурьева стала директором школы № 6 Дербентского поселения.
НАГРАДЫ. Диплом победителя муниципального этапа конкурса «Директор Кубани-2016».
Нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации».