Автобус ходит от железнодорожного вокзала в Адлере только до близлежащего села Голицыно, а оттуда около пяти километров нужно пройти пешком по живописной горной дороге или, если повезет, на попутках уже до монастыря. Корреспонденту «Знаменки» посчастливилось побывать в этой труднодоступной женской обители.
НА МЕСТЕ ЧУДА
Из Тимашевска в Адлер я ехала на «Ласточке». За шесть часов пути отлично отдохнула и узнала немного об истории монастыря, куда решила отправиться на время отпуска. На официальном сайте обнаружила следующую информацию: в конце 90-х годов община одного из последних старцев Глинской Пустыни схиархимандрита Симеона (Нестеренко) поселилась на месте заброшенной туристической базы в селе Лесном. Здесь у них произошло чудо: замироточили бумажные иконы.
ДЛЯ СПРАВКИ. Мироточение — явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой влаги с приятным ароматом (миро) на иконах и мощах святых.
Чудо было засвидетельствовано духовным руководством. По благословению митрополита Исидора (Кириченко) (1941—2020 гг.) на этом месте начала зарождаться монашеская жизнь. 28 декабря 2000 года в селе Лесном городского округа Сочи был открыт Троице-Георгиевский женский монастырь.
Ого! В начале основания обители чудо, подумала я, оказывается, не только в древние века монастыри образовывались по велению свыше!
От железнодорожного вокзала до Голицыно можно доехать на автобусе по-новому Краснополянскому шоссе. На остановке «Школа» нужно выйти, отсюда до Троице-Георгиевского женского монастыря уже пешком. Мне повезло: дедушка на новенькой «Ниве» предложил подвезти до обители. Он ехал в ту сторону. По дороге разговорились. Оказывается, он помнит еще первую настоятельницу игуменью Анастасию (Михалко).
— Очень добрая была матушка, много хорошего успела сделать, такой монастырь построила! В 2020 году Господь забрал ее к себе, — вздохнул мой попутчик, — похоронили матушку на кладбище села Лесного, недалеко от обители.
Райский сад в Кавказских горах
На очередном повороте горной дороги перед нами открылся потрясающий вид. Отсюда я впервые увидела Троице-Георгиевский монастырь во всей его красоте. Он расположился на берегу реки Псахо, в окружении гор, покрытых лесом. На солнце блестели купола шести храмов. Вдруг стали звонить колокола. Это начиналась служба. Водитель немного притормозил, перекрестился, и мы поехали дальше.
Через несколько минут мы были у каменных стен монастыря. Водитель высадил меня возле кованой калитки. Охранник на входе оказался приветливым, сообщил, что матушка игуменья сейчас на службе и поговорить сразу не удастся, надо подождать.
Я стала осматривать территорию обители. Это был настоящий райский сад. Центральная аллея, ведущая на главную площадь, с одной стороны усажена пальмами. Кругом множество субтропических растений, рядом с каждым табличка с названием. Здесь я увидела олеандры, секвои, японскую сирень, гибискусы, тюльпановое дерево, гингко, лагерстремию, сакуру, лобелию, хитолаку, граб, азимину, церцис. Пока я прогуливалась по удивительному оазису, любовалась растениями и архитектурой церквей, служба закончилась. Игуменью Дросиду, нынешнюю настоятельницу монастыря, мне удалось встретить возле одного из храмов.
— Матушка, благословите! Мы с вами созванивались, я из Тимашевска, журналист газеты «Знамя труда».
— А, земляки! — за-улыбалась матушка, — я ведь из Роговской, много лет подвизалась в Марие-Магдалинском монастыре. Вы к нам надолго?
— На недельку, пока отпуск. Можно потрудиться во славу Божию у вас в монастыре?
— Конечно, мы любой помощи рады! Сейчас вас сестричка проводит в келью.
Поселили меня в чистой светлой комнате на третьем этаже паломнического корпуса. С балкона открылся отличный вид на реку Псахо.
Монастырская жизнь
День в монастыре начинается с утреннего правила. В 6.00 сестры и паломники собираются в храме для молитвы. Потом завтрак, и на послушания. У каждого свои обязанности. Кто-то убирает храмы, кто-то готовит еду, много работы по уходу за монастырским садом. Матушка, зная, что я журналист, попросила помочь сестрам проводить экскурсии по обители. Дело для меня оказалось новым, но интересным. Пока готовилась к первой экскурсии, узнала для себя много полезного. Оказывается, все храмы в обители спроектированы сочинским архитектором Федором Ивановичем Афуксениди, членом Союза архитекторов России, Президентом Сочинской организации Союза архитекторов России. Всего в монастыре шесть храмов: мученика Уара, в честь икон Божией Матери «Семистрельная» и «Утоли моя печали», Троицкий и в честь Георгия Победоносца, а также новый, пока еще не освященный, великомученика Пантелеимона. Каждый их них настоящий шедевр современного зодчества. Белоснежный фасад и плавные позолоченные формы кровли, увенчанные ярким голубым куполом, неподражаемы в своем очаровании, напоминают в целом древнерусский терем — это храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Он располагается недалеко от входа в обитель.
Особенной любовью паломников пользуется Троицкий храм. Внутри он сделан в форме корабля-ковчега, с резным иконостасом и множеством икон из дерева. Иконостас выполнен местными сочинскими мастерами, а иконы — умельцами из Екатеринбурга.
Храм иконы Божией Матери «Семистрельная» выделяется на фоне остальных изяществом форм. Выполнен в неорусском стиле. Фарфоровый иконостас с Урала потрясает яркостью красок и тонкой работой мастеров.
Меня удивило и порадовало, насколько монастырь богат святынями. В обители хранятся частицы мощей св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, свт. Николая Чудотворца, свт. Луки Войно-Ясенецкого (Крымского), св. влмч. Пантелеимона, прп. Серафима Саровского, св. кн. Петра и Февронии Муромских, частица пояса Пресвятой Богородицы, а также ковчеги с частицами мощей 83-х преподобных отцов Киево-Печерской Лавры.
Мой первый опыт в качестве экскурсовода был удачным. Группа паломников из Сочи внимательно слушала мой хорошо подготовленный рассказ о монастыре. Затем мы с ними посетили храмы обители, где можно было приложиться к святыням и помолиться. После экскурсии ко мне подошла женщина из группы и негромко сказала: «Какая здесь благодать!». Ее лицо светилось, было видно, что она говорит искренне, от всего сердца. Для меня это была лучшая награда за труды.
Неизбежность и просветление
Неделя моего отпуска быстро пролетела. За это время я ближе познакомилась с насельницами обители. Среди них меня особенно поразила паломница из Москвы Екатерина. История этой красивой девушки, победившей рак, такая: Катя родилась в Волгограде. Всю жизнь занималась саморазвитием (психология, психосоматика, йога и т. п), много зарабатывала, у нее был большой магазин карнавальных костюмов в Казани. Могла себе позволить месяцами отдыхать на райских островах, купаться в море, объедаться манго и заниматься йогой под сводами пальм и шум волн. И в тот момент жизни, когда она была на пике, ей ставят диагноз: рак кожи. Вначале Катя удивилась: «Как у меня, такой осознанной и продвинутой, с которой сама Вселенная разговаривает, у меня — рак?!». Потом пришло понимание неизбежности страшной болезни, а вместе с ним оглушающее чувство беззащитности. Настоящую опору смогла найти только в Боге. Вспомнила, что крещена. Стала молиться, посещать службы, ездила по монастырям. Однажды приехала сюда, в Троице-Георгиевский. Ее поразили невероятно благостная атмосфера и теплое отношение матушки. Кате понравилось читать в храме. Ради этой возможности она до сих пор приезжает в монастырь. У девушки замечательный голос. Особенно проникновенно он звучит под сводами величественного храма мученика Уара, где сестры обители совершают утренние и вечерние молитвы. Катя, как и я, пробыла в монастыре неделю, и мы разъехались. Она — в Москву, там ее ждал супруг, а я — в Тимашевск. Договорились, что еще встретимся, и обязательно в Троице-Георгиевском монастыре.
Кстати. Приехать в Троице-Георгиевский монастырь может любой. Сестры обители всегда рады помощникам. Дополнительные вопросы и информацию можно уточнить на официальном сайте монастыря или по телефону 8-999-656-15-56.