Семейная ферма. И эксперимент, по словам Сергея Зиновьева (на фото), продолжается по сей день. Правда, со временем он разросся и расширился, превратившись в семейную ферму под запоминающимся названием Lu Blue. Название предприятия — производное от английского наименования ягоды. По английски голубика — blueberry, то есть «голубая ягода». К английскому blue, рассказал Зиновьев, так и тянуло добавить русское «лю». Звучало это как признание, но Сергей, как глава КФХ, и не возражал, ведь его первейший помощник во всех делах фермы жена Настя.
За шесть лет посадки голубики на участке выросли с полутора гектаров до пяти. Сортов тоже с первоначальных 12 культивируется сейчас более трех десятков. Сортоиспытания Зиновьев намерен продолжать и в дальнейшем. Только теперь он не стремится с помощью различных сортов продлить сбор урожая чуть ли не до осени. На первый план вышли требования по величине ягоды, вкусу, лежкости и транспортабельности, а главное — ранним срокам созревания.
Опыт дело наживное. Свои первоначальные знания о голубике нынче Сергей расценивает как наивные. Хоть и прочел горы книг, просмотрел множество роликов в Интернете, расспросил десятки специалистов-знатоков, но не учел один нюанс: люди делились опытом, приобретенным в конкретной местности и в конкретных условиях, а голубика, хоть ягода и неприхотливая, все же требует «подгонки» под условия произрастания.
Так, Зиновьев отказался от посадки кустов в «рюмки». Это когда в земле сначала выкапываются воронки, края и дно которых выстилают полиэтиленом, затем их заполняют смесью из торфа, промытого песка, хвойных опилок или хвои.
Факт. Просто в землю голубику на Кубани не посадишь. Она хороша для выращивания пшеницы, а вот для голубики подходит не очень.
Спустя пару лет Сергей «вынул» из «рюмок» все кусты и посадил их в траншеи с торфяной смесью или в контейнеры, стоящие на земле. Конечно, не стоит забывать об обязательном условии — капельном орошении, причем вода к растению должна подаваться подкисленной щавелевой, лимонной или уксусной кислотой.
Еще, как оказалось, голубика плохо переносит изнуряющую кубанскую жару и холодные ветра. Особенно сквозняки. По всему участку в этом году Сергей установил высокие металлические столбы, с помощью которых планирует обустроить ветрозащиту. Это лучше, считает Зиновьев, чем прятать голубику в теплицы — ягодные туннели. Не так дорого, но так же надежно.
Вообще, по словам Сергея, приобретенный им опыт по выращиванию голубики на Кубани неожиданно стал приносить дивиденды. Его недавно пригласили в Апшеронск для обустройства 10-гектарной плантации голубики. Кусты он посадил и теперь консультирует владельцев по всем возникающим вопросам.
Сельское хозяйство — рулетка. Семейная ферма, по словам Сергея Зиновьева, начиная с 2019 года развивалась в условиях относительного благополучия. Стабильные урожаи ягоды позволяли постепенно расширять плантацию, приобретать саженцы и оборудование.
— За годы благополучия не скажу что сильно расслабился, но подвоха точно не ожидал, хотя меня всегда предупреждали: сельское хозяйство — та еще рулетка. Но не в такой же степени! Короче говоря, помните прошлый год, когда жара выше +30° началась буквально в апреле? Казалось, ничто не предвещало беды. Голубика цвела буйно. Но после цветения ягоды на кустах не образовывались. Первый раз столкнулся с подобным явлением. С помощью специалистов выяснил, что из-за больших температур цветы на кустах самостерилизовались, то есть тычинки и пестики северной гостьи в жару отказались выполнять заложенные природой функции. Потери оказались значительными, поэтому, чтобы выжить и дождаться нового сезона, мы с женой решили расширить поле деятельности — заняться выращиванием саженцев, — рассказал Сергей Зиновьев.
Идею подсказал собственный же эксперимент по производству саженцев голубики, выращенных по технологии in vitro в небольших горшках-контейнерах.
Кстати. In vitro — это современный метод вегетативного размножения растений, который позволяет получить генетически однородный, очищенный от вирусов посадочный материал.
Имеющуюся на ферме контейнерную площадку значительно расширили, обустроили на ней отвод лишней воды — дренаж. Хоть голубика, по словам Сергея, и любит влагу, но вот «ног в воде» не терпит. Так на площадке по-явились сотни контейнеров с саженцами, которые стали неожиданно хорошо продаваться.
Кроме голубики, Сергей и Настя пробуют выращивать саженцы жимолости, а также цветочную рассаду. Реализацию пытаются освоить через маркетплейс. Для этого даже организовали мини-цех по упаковке и подготовке рассады к отправке.
Эта побочная деятельность, по словам Сергея, и помогла ему пережить и свыкнуться с последствиями еще одного удара, который нанесла ему природа-матушка уже в этом году. Хотя, говорит, он до сих пор не может спокойно смотреть на участок, где погиб целый гектар голубики.
На этот раз голубика у Зиновьева подмерзла. После январской продолжительной оттепели грянули морозы под -20°. Молодые растения, в которых уже началось сокодвижение, не выстояли и погибли. А верхушки кустов на остальной плантации, обычно в конце июня усыпанные ягодой, остались голыми и сухими.
— На самом деле хороший урожай легко определить на глаз. Если кусты стоят сине-зеленые, то ягод уродилось много, а если наоборот, зелено-синие, как у меня в этом году, то хорошего урожая не жди, — поделился опытом Зиновьев.
И тем не менее, считает Сергей, все беды и несчастья несут с собой и положительный момент: начинаешь быстрее соображать, шевелиться и искать выход из ситуации. Лично у него — так!
Сбор урожая — горячая пора. Когда на плантации созрела голубика, не время заниматься самокопанием: надо организовывать сбор и сбыт.
Сбором у супругов Зиновьевых обычно занимается молодежь. Ребята работают на совесть. Сорвать голубые ягодки с куста так, чтобы не помять и не повредить, целая наука. Если надо подсказать, показать, объяснить молодежи, то это сможет Светлана Саяпина — старожил КФХ. За пять лет работы на семейной ферме она, по словам Сергея, освоила многие тонкости ухода за голубикой, особенности агрономии, может приготовить кислый и питательный раствор для кустов голубики для всей плантации.
С реализацией продукции проблем нет. Голубика сейчас на волне популярности, вкусную и полезную ягоду ждут в сетевых магазинах и на рынках. Готовы заказать и «переварить» любой объем, хоть тонну ягоды сразу. Только вот где ее взять.
Нужна ли помощь государства? Да, считает Зиновьев. Самим справиться с современными реалиями трудновато. К примеру, вот он вынужден постоянно закупать торф. Если раньше бигбэг (большой мешок) торфа в Псковской области стоил 4,5 тысячи рублей, то сейчас — 17,5 тысячи. А вот привезти этот торф с прежних 65 тысяч за КамАЗ сейчас с него спрашивают уже 175 тысяч рублей. И это только одна статья расходов.
— С трудностями мы, конечно, справимся. Только в этом случае наша ягода подешевеет еще нескоро, — считает фермер.
ФАКТ. Голубика жительница северных широт, и к тому же растение симбиот, расти и плодоносить без живущего на корнях гриба-микоризы отказывается. А этот гриб требует влажную и кислую среду, которую ему обеспечивает «капелька».