Сколько бы лет ни прошло после окончания школы, никто не в силах ее забыть. Помнят учителей, одноклассников, приколы и шутки. Многие поддерживают отношения долгие годы, видятся на встречах выпускников. Об этом написала в «Знаменку» выпускница 53-й школы Тимашевска (19-я).

Долой номера!

Железнодорожная школа № 53. Наш дружный, веселый, бесшабашный класс! Год выпуска — 1963-й. Ого! 60 лет прошло, а мы все такие же!

За год до нашего выпуска произошла смена директора школы, к нам прибыл Александр Дмитриевич Перовский. Преподавал историю и обществоведение. На первом занятии открыл журнал и, поведя рукой по списку, сказал: «Отвечать пойдет № 5». Никто не поднялся, все молчали. Он назвал еще один номер, и еще, но реакция была прежней. Тогда просто стал объяснять новый материал. До следующего урока кто-то крупно написал на доске: «Долой номера! Да здравствуют фамилии!».

«Дежурный! Вытереть доску. Я учту. И хочу вас попросить, как самых старших учащихся, быть мне помощниками». На этом инцидент был исчерпан. Мы стали друзьями и помогали ему во всем. Расширяли производственные мастерские, разгружали кирпич, расчищали заносы на путях.

У нас были отличные учителя, многие — фронтовики. Классным руководителем была Троицкая Елена Григорьевна, преподаватель химии, заслуженный учитель РСФСР. Она старалась привить любовь к химии, воспитывала в нас интеллигентность, чувство красоты, уважения друг к другу. Однажды оставила после уроков девушек и предложила пройтись каждой между партами. В завершение сказала: девушка должна ходить грациозно, не сутулясь, не размахивать руками, не опускать голову. В глазах — блеск и чуть заметная улыбка. Я всегда помню этот ее урок.

Елена Григорьевна Троицкая, учитель химии и классный руководитель

А с мальчиками вышло забавно: велела выйти за дверь, потом девочке и по сигналу обоим войти. Услышав сигнал, мальчик первым ворвался в класс, оттирая девочку. Класс взорвался хохотом!

Любимые учителя

Все любили учительницу географии Ковалевскую Анну Платоновну и ее супруга боевого летчика Константина Николаевича, учителя труда и автодела.

Учительница математики Полетаева Антонина Андреевна скромная, тихая, никогда не повышала голоса, и нам смешным казалось, когда она говорила: «Я кричу на вас». Настойчивая, она стремилась, чтобы математику понимали все. И этот предмет мы знали лучше других. На выпускных экзаменах по математике 15 учеников получили пятерки.

Еще одна замечательная чета учителей — «Мих-Мих», Михаил Михайлович, учитель истории, и Александра Васильевна Мищенко, учитель русского языка. «Мих-Мих» однажды здорово проучил меня. Спросил домашнее задание, за ответ поставил пять. Потом вызвал на следующем уроке, а я не подготовилась! Получила тройку. К следующему уроку я совсем не готовилась и получила двойку. До конца четверти больше не спрашивал, вот так заставив готовиться к каждому уроку.

И еще хочу сказать об учительнице немецкого языка Погибельной (Мищенко) Таисии Васильевне. Она прекрасно пела и участвовала в хоре колхоза «Память Ленина». Знание немецкого языка, полученное в школе, пригодилось мне в институте, где государственный экзамен по немецкому я сдала на пять.

Получили рабочие профессии

Мы учились в ту пору, когда в образовательную программу ввели производственное обучение. Вместе с аттестатом выдавали свидетельство о полученной профессии. Мне вручили свидетельство слесаря-инструментальщика 3-го разряда. Моя экзаменационная работа была о плоскогубцах, они красовались на стенде лучших выполненных учениками изделий. Учились на токаря, связиста, кузнеца…

Есенин был под запретом

Из школы домой мне было по пути с Витей Молчановым (Ершовым), и мы часто шли вместе. С ним было интересно. Он много читал, знал стихи наизусть. И вот однажды он начал:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят…

Я рассердилась на ругательные слова, а он — так это же Есенин, русский поэт. Но мы мало знали о Есенине, поэт был в те годы под запретом. Виктор уже тогда писал заметки в газету, был начитанным. Стройный, кудрявый, всегда в окружении девчат, производил приятное впечатление.

Когда наступала пора выпускных экзаменов, писали дружно «шпоры», зубрили даты по истории, теоремы по математике, труднее было с запятыми в сочинении.

Разъехались кто куда

Выпускные экзамены закончились. Двое из нас, я и Володя Баев получили серебряные медали и были занесены на доску медалистов.

После выпускного мы разъехались кто куда. Володя Баев и Борис Яковенко — в престижный Харьковский авиационный институт. Володя дослужился до генерала, сейчас в отставке. 10 человек из класса поехали в Томск, поступили кто в политех, кто в техникум.

В высших учебных заведениях, как и в школах, было нововведение — рабочие студенты (работали на заводе и учились) для тех, кто со школьной скамьи. Не все выдерживали такой режим. Остались до конца Тося Фесечко, Алла Бурко и я в политехническом, Слава Тимощенко в институте радиоэлектроники, Алла Стацюк и Галя Украинская в машиностроительном техникуме. По пути в Томск с нами ехала Надя Дьяченко, но остановилась в Свердловске и поступила в сельхозинститут. А Люда Белая (Мамаджанова) с третьей попытки поступила в медицинский институт, работала в нашей поликлинике, потом в медпункте на кондитерской фабрике.

Снимки на память на 50-летие окончание школы: Светлана Свириденко (слева) и Людмила Белая

Валик Белишев был летчиком, несколько мальчиков стали офицерами: Володя Баев, Володя Штанько, Володя Котенко, Виктор Ершов, Леша Спашко, Саша Ковалев, а Коля Иванюхин четыре года прослужил подводником. Славные у нас были ребята и девчата. Отслужив, отработав, многие вернулись в родной Тимашевск. Часто собирались вместе, когда приезжали одноклассники из других городов, вспоминали наше детство и молодели. Жаль, что кого-то с нами нет.

Слева направо: Виталий Носков, Виктор Ершов, Алексей Астахов, Владимир Баев

Светлана ИОНОВА (СВИРИДЕНКО), выпускница 1963 года железнодорожной школы № 53.