К профессии, которая с каждым годом становится все более востребованной, Лилия приступила в 19-летнем возрасте.
— После школы стала студенткой-заочницей Армавирской педагогической академии, — рассказала она, — а по совместительству воспитателем в логопедической группе детского сада.
В группе детского сада 14 малышей, занятия проводятся общие и с каждым отдельно. Оснащение в кабинете передовое, заведующая детсадом Оксана Ракитянская за новинками следит. Удивляться начинаешь пока идешь по дорожке от основного корпуса до отдельно стоящего здания с кабинетом Лилии Юрьевны. Для малышей дорожка уже неплохое пособие: плиты, бордюры, извилистая тропинка — постарайся-ка запомнить, куда идти.
— Все, что нас окружает, может быть использовано для развития детской речи, — утверждает она, — мой любимый магазин пособий «Фикспрайс».
Например, пластиковый контейнер с декоративными акриловыми камешками — дети помладше выкладывают из них фигуры на столе, постарше — учатся описывать: какой это предмет, теплый-холодный, твердый-мягкий. Хорошо работал на занятии — кристалл тебе в подарок. Рядом — контейнер с разноцветными прищепками.
— Прошу ребенка прицепить синюю прищепку на плечо, — приводит пример Лилия, — и его действия показывают нарушения координации, пробелы в знаниях.
Какая тут связь с речью? Самая непосредственная.
— Речь — это крыша дома, а фундамент — физическое развитие маленького человечка, роль стен играет психологическая атмосфера, в которой живет ребенок. Нарушена целостность здания — крыша сразу покосится. Выровняется дом, и крыше отдельный ремонт не понадобится — утверждает Лилия Храмцова.
Как именно работать с ребенком, логопед решает при первой встрече. Расспрашивает родителей, наблюдает, как малыш себя ведет в ее кабинете, к какой игрушке тянется, зажат или чрезмерно раскован.
Когда маршрут занятий построен, начинается самое интересное — кропотливая работа, со стороны похожая на игру.
Восполняем недостающее, проживаем вместе с ребенком пропущенные этапы, например, предлагаю детям ползать, — рассказала специалист.
Удивительно, но для кого-то из детей проползти непосильная задача. Зато как радуется педагог, когда малыш преодолевает небольшое расстояние ползком.
В очередной корзинке — вязаные мячики, их можно мять, катать, чувствовать шероховатую поверхность, заодно разрабатывать нейронные связи, способствующие произнесению звуков. Помять можно и контейнеры для холода, пластиковые подставки под горячее.
Тактильность — мощное орудие логопеда. Даже одежда специалиста свою роль играет — шелковое платье, кожаная юбка, ребенок должен напитаться различными ощущениями. У логопеда обязательно яркая помада, чтобы ребенок четче видел артикуляцию.
Заниматься с малышом родителям можно между делом, ненавязчиво, и результат появится. Подручных средств для развития речи на каждой кухне много: перебирать крупу, возиться в воде, лепить из теста.
—Обязательно ежедневно читать перед сном, пусть ребенок запомнит шелест и запах страниц, мамин голос, — посоветовала Лилия. Но главное — не забывать хвалить за маленькие достижения.