В руках вилы, в уме — формулы

Единственной причиной преподавательских успехов он считает свое происхождение. Антон старший из 11 детей. Его родители Анелия Войцеховская и Иван Боднар, как кулаки, были сосланы в Казахстан. Пока папа и мама дневали и ночевали на работе, в колхозе, Антон присматривал за младшими, вовремя кормил корову и поросят, вдобавок успевал неплохо учиться в школе.

— Ворошил сено или чистил загон, а в уме формулы выводил, задачи решал, — рассказал он.

Свободного времени практически не оставалось, но мальчик успевал еще и рисовать. Две сестры и восемь братьев подрастали, шли в школу, и каждому Антон помогал разбираться с домашними заданиями.

— На примере своих младших еще в подростковом возрасте понял, что девочки и мальчики обладают разным типом мышления, объяснять школьный материал им надо по-разному, — рассказал Антон Иванович.

Откуда музыка играет

Физика покорила его сердце еще в детстве.

— Помню, репродуктор-тарелка на стене висит, музыка играет, я в окно выглядываю, хочу оркестр увидеть, а улица пуста. Чудеса же! — свое изумление он помнит и до сего дня.

Позже не меньшим чудом для мальчика стал и телевизор. Ему непонятно было, как в маленьком ящике столько людей помещается.

Желание понять эту науку и привело парня после педучилища в институт.

— В институте учился в первую смену, а после обеда работал в школе. Доход приносило и умение рисовать, картины продавал, — поделился он. — Заработанные деньги отправлял родителям, младших надо было поднимать.

Заработать деньги талантом

И за что бы он ни брался, все делал на отлично. Если натюрморты — то изящные, цветы в деталях выписаны. Если начал заниматься спортом — преподаватель физкультуры в институте показал приемы бокса, то не успокоился, пока не выполнил норматив перворазрядника. Успешно выступал на соревнованиях за честь института, получал за это повышенную стипендию. В лыжном спорте дошел до всесоюзного уровня, что для него лично означало премию, которую также можно отправить родителям.

Как впервые переступил порог класса, запомнил на всю жизнь — за партами сидели ученики габаритнее чем он, учитель.

— Испугался, но виду не подал, а тут же и спасительная мысль пришла — я же знаю больше, чем ребята, на том и успокоился, — поведал Антон Иванович.

С учениками всегда общался как с младшими братьями, спокойно, уважительно, и они отвечали тем же. С физикой у его учеников все было отлично, потому что, обладая глубокими познаниями, он умел их передавать просто и ясно. Не забывал и направлять-воспитывать, и заботиться-помогать.

Здравствуй, Кубань!

— На биологическом факультете училась будущая жена Людмила, она родом из Краснодара. По семейным обстоятельствам ей надо было вернуться к родителям, и я воспользовался своим авторитетом у руководства института, просил о переводе ее в Краснодар. Мне пошли навстречу, — поделился Антон Иванович.

Помог и с разрешением, и с переездом, а пока суть да дело, поняли молодые люди, что любят друг друга. Поженились, и после свадьбы Антон ушел служить в армию.

— Призвали в танковые вой-ска, в Грозный, но в скором времени, вместо того чтобы с техникой возиться, снова пошел преподавать. Читал лекции офицерам, — вспоминал наш собеседник.

Из Грозного в Краснодар перевели — так и стала Кубань второй родиной.

— У меня своя семья, но родителей и младших своих не забывал, помогал постоянно. Из Казахстана перетянул на Кубань Павла, брата, помог устроиться.

Павел обустроился в станице Медведовской. К брату поближе из Краснодара переехал и Антон Иванович после смерти жены.

— Людочка покинула меня и этот мир в 1980-м, остались два сына, их надо было растить, — скорбь Антон Иванович тоже пережил.

Научит всех

Преподавал физику в медведовской школе № 13 и был для учеников больше, чем преподаватель.

— На перемене отправлял парней на турник подтягиваться, первым шел сам. На стадион отправлял бегать — и сам первый бежал. На каждый день рождения готовили сюрприз имениннику.

К нему на дополнительные занятия приводили учеников со слабыми знаниями, постепенно они все восполняли, а как вышел на пенсию, репетиторство стало основным его занятием.

Сыновья стали военными, разъехались, но каждое утро Антона Ивановича начинается с телефонного звонка: папа, как ты себя чувствуешь? В юбилейный день рождения его телефон раскалился от поздравлений и слов признательности — родные со всех концов России и из-за рубежа, ученики, друзья, знакомые, все, кого судьба сводила с Антоном Боднаром, выражали ему благодарность и почтение.