Славный юбилей, 90-летие со дня рождения, отметил 10 июня наш земляк, бывший целинник Григорий Яковлевич Жмак. О прожитом напоминают ордена и медали, увесистые папки почетных грамот, благодарностей — есть даже от монгольского правительства за активное участие в подготовке молодых механизаторов. Он всегда был работящим, не любил праздного шатания и это же ценил в людях.

Подростки заменили мужчин

Родился Григорий Яковлевич Жмак в Казахстане, в Целинограде, за десять лет до Великой Отечественной. Очень бедно и трудно жили, а война просто подкосила народ. Такие, как он, пацаны, стали опорой оставшихся без мужчин в хозяйстве женщин. Утром школа, а потом выполняли всю посильную работу: пасли скотину, пахали на коровах.
После войны, до армии, в 1948-м Григорий Жмак выучился на водителя — и это определило весь его дальнейший трудовой путь.
Служил в Средней Азии, в Самарканде. После демобилизации приехал в Ташкент на вокзал.

— Хожу по перрону, и тут подходит ко мне человек и говорит: смотрю я на тебя, солдат, — шинель да сапоги, вот и все твое имущество. Говорю, да, почти угадал. А он: поехали на стройку, на Волгоградскую ГЭС, — вспоминает Григорий Яковлевич. — Ну я подумал и поехал. И только потом узнал, что тот красноречивый и словоохотливый человек вербовщиком был.

На целину

На ГЭС ему дали большой 25-тонный грузовик — МАЗ-525. Редкая по тем временам техника. Но поработать там пришлось недолго. Оказалось, большой наплыв рабочей силы, да и заключенные появились на стройке. И тут предлагают: кто желает на целину — оформляем. Недолго собирался Григорий Жмак — поманила родина — так и оказался в совхозе «Вишневский» Акмолинской области (позже — Целиноградская), где проработал 21 год — до отъезда на Кубань.
В совхозе сразу дали убитую легковую машину, ее подшаманили опытные руки слесарей, и полгода он возил директора совхоза. Потом пришли три машины ГАЗ-93, и директор одну выделили Жмаку. Техники тогда было мало, отечественные автозаводы только начали выпускать ее.

Зимой учился на курсах механизаторов широкого профиля. Осенью надо было успеть все вспахать — садился за руль трактора, летом — за штурвал комбайна, когда возили зерно на элеватор — крутил баранку грузовика. Целина лодырей не терпела — давала огромное количество хлеба стране и ценила своих героев. В 1967, 1971, 1974 годах Григорий Яковлевич Жмак был удостоен орденов «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Ленина. Сегодня на его груди награды как память о тех годах — медаль «50 лет начала освоения целинных земель», знак «Ударник 9-й пятилетки», медаль «За освоение целинных земель».

С целиной связан еще один важный момент его жизни — здесь он встретил свою будущую супругу Варвару Никитичну: после окончания уборки девушку-комбайнера премировали поездкой на ВДНХ, а Григория обязали отвезти ее на вокзал. Вот так все и закрутилось. Ее уже нет, а память не отпускает…

Сейчас так душевно не пишут

Решение переехать в Россию принимали семейно в конце 70-х. Украина и Крым не глянулись. Супруге понравился Тимашевск, на том и остановились. Здесь, в свиносовхозе «Тимашевский», начался второй период жизни Жмака. Оно ведь как бывает: грамоты и ордена тогдашнего директора совхоза почему-то не впечатлили, мол, докажи здесь, на что способен. И он доказал: моторист в гараже, комбайнер в поле. Из года в год он в передовиках соцсоревнования, фотография не сходит с доски почета, стопки грамот растут, на груди прибавляется медалей. Не за награды старался — он так привык, работать, чтобы все вокруг крутилось и кипело. Ну кто из руководителей напишет сегодня такое душевное поздравление семье передовика: «Поздравляем вас с трудовым подвигом вашего мужа и отца Григория Яковлевича Жмака на уборке урожая»? А в совхозе писали.

Больше о земляках Тимашевского района читайте в нашей одноименной рубрике