Найти золотую середину

Димитрий Станиславович не сомневается, что за органическим земледелием и биотехнологиями будущее. Сейчас кубанским аграриям, чтобы получить хороший урожай, приходится вносить на гектар до 300 кг минеральных удобрений, а за границей — 600 и выше.

— Получается замкнутый круг: чтобы получить хороший урожай, дозу удобрений увеличивают, а значит, растет кислотность почвы… Еще и сельхозвредители адаптировались к применяемым препаратам. Появляется все большее количество ядов. Вся эта химия может просто-напросто убить землю, как это случилось, например, в Китае. Почва — живой организм, где в симбиозе сосуществуют и плохие и хорошие микроорганизмы, бактерии, грибы… И таблица Менделеева им ни к чему, — рассуждает Шатохин.

Выход, считает фермер, в отказе от химизации сельского хозяйства, постепенный переход к биотехнологиям. Он сам задумался об этом больше десяти лет назад. Поля, что он обрабатывает в поселении, бывшие низинные, балочные, почва сама по себе кислая, свой процент добавляли и удобрения. Фермер решил попробовать улучшить плодородие почвы с помощью биопрепаратов. Мгновенного эффекта не ждал, но годы спустя может сказать, что именно применение биотехнологий способствовало увеличению слоя гумуса на его полях. Это подтвердили специалисты, проводившие анализ почвы.

Считая себя несомненным сторонником биотехнологий, Шатохин тем не менее от традиционных способов ведения сельского хозяйства полностью отказываться не спешит. Говорит, что слепое следование всем рекомендациям по органически чистому производству может привести к просадкам урожайности и разорить земледельца.

— В следовании любым методам хороша золотая середина — соблюдение баланса, анализ и адаптация к конкретным условиям. На огородной грядке гораздо легче соблюдать каноны органического земледелия, чем фермеру на 400 гектарах, — рассказал Дмитрий Станиславович.

Когда мотыга хороша

На своих полях фермер Шатохин выращивает озимые ячмень и пшеницу, кукурузу и подсолнечник, из ранних яровых — горох на зерно. Урожайность культур выше среднерайонных. Ячмень снимал с результатом 75 центнеров, пшеничку — 70, а кукурузу — 80 ц с гектара. Что касается качества зерна, то фермер с гордостью заявил, что вся выращенная в прошлом году пшеница была продовольственная третьего класса!

Такому результату, считает Дмитрий Станиславович, способствовало включение в севооборот бобовых, использование специальных биопрепаратов. Таков биоактиватор и регулятор роста растений «Биоазот». Он обеспечивает растения биологическим азотом, природными фитогормонами роста, безопасен для человека, позволяет сократить применение аммиачной селитры до 30 процентов.

— Считаю, что многие болячки растений от больной земли. Страшный сон любого фермера — фузариоз и фитофтороз. Их вызывают простейшие грибки, живущие в земле. Они становятся особенно активными в затяжные дожди. Есть такие биопрепараты, которые позволяют ослабить патогены, выработать у растения иммунитет к ним, — поделился фермер.

В прошлом году Шатохин выиграл битву с луговым мотыльком и хлопковой совкой, напавшими на посевы кукурузы. Промедление грозило потерей урожая. Спас трехкомпонентный биопрепарат, который ему посоветовали в тимашевской районном отделе «Россельхозцентра». Всего раз распыленный с самолета, он дал эффект без малого в 90 процентов!

Не забывает Дмитрий Станиславович и про «дедовские» методы. Вместо гербицидов стал использовать ротационную борону-мотыгу. Сеседи-фермеры долго косились на трактор с бороной, пока не убедились в ее эффективности.

Немаловажный аспект

У биометода, считает Шатохин, немало достоинств. Препараты на основе природных компонентов помогают заметно снизить себестоимость продукции, ведь стоят они гораздо дешевле.

— Биопрепараты — это сохраненное здоровье мое, моих работников и односельчан, — уверен фермер.