Училась я на журфаке Кубанского госуниверситета в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Это было время становления нашего факультета. Его первый декан Александр Львович Факторович, которого все мы боялись и боготворили, буквально рождал свое детище из отделения филфака в полноценный факультет.
Не было помещения — по-явился заброшенный детский сад камвольно-суконного комбината, который мы весело обживали. Все в нем было для детей: низко прибитые ручки дверей, унитазики, раковинки-краники, в многочисленных бывших кладовках еще стояли стеллажи с горшками, кухонной утварью. При здании был садик с крошечными песочницами, скамеечками и беседочками. Сейчас воспоминания эти вызывают умиление, а тогда мы просто ржали до слез, особенно когда мыли руки и открывали двери…
Факторович был интересным, необычным человеком, часто непонятным для нас. Мог так отчитать тебя, что впору в прорубь броситься. Мы знали, что на свою деканскую зарплату он помогает нескольким студентам-сиротам. Покупал им качественную обувь, зимнюю одежду, бегал проверять, как устроены подопечные в общежитии, не обижают ли их. Рабочий стол декана был завален книгами, бумагами, оттисками полос с правкой. Удивительно, но из всего этого нагромождения он всегда ловко и точно выуживал нужную ему бумагу. Лично видела.
Однажды, в ожидании электрички, слонялись с одногруппницей по вокзалу. Увидели Факторовича: мятый пиджак, потертые брюки. Он занял несколько кресел рядом, разложив бумаги, папки, и что-то писал — наш трудоголик, помимо руководства журфаком, чтения лекций на двух факультетах, еще писал в газеты и журналы, редактировал региональный выпуск «АиФ-Кубань»…
Мы похихикали и побежали к поезду. Позже, когда стала работать в «Кубанских новостях», узнала: наш смешной, порою нелепый, талантливый декан в те дни буквально жил на вокзале, уступив свою квартиру семье переехавшего из Казахстана в Краснодар Петра Терентьевича Сопкина. Вот в этом он весь, наш Факторович! Замечу в скобках: П.Т. Сопкин стал профессором, мэтром кубанской журналистики, долгое время возглавлял пресс-службу краевой налоговой инспекции.
К сожалению, талантливым людям противопоказана административная работа. У Факторовича случилась крупная неприятность, от которой пострадали выпускники, в том числе и я.
…На выпускной бал сшит наряд, куплены туфли, сделаны прическа-маникюр, заказан ресторан. Вся наша толпа и родители собрались перед входом в садик-факультет в ожидании торжественного момента. И тут выходит замдекана и говорит: дипломов не будет, их нет.
…Где-то через год мне и другим выпускникам дипломы выдали в кабинете ректора КубГУ. Куда пропали те самые дипломы, до сих пор широкой общественности неизвестно. Только уверена, что наш Факторович не замешан в неправедном деле. Его не стало 1 июня 2020-го. Коллеги в некрологе написали:
«Александр Львович ушел из жизни после короткой, непродолжительной болезни так же внезапно и стремительно, как и жил»…
Дарья ПОГОРЕЛОВА, выпускница факультета журналистики КубГУ 2001 года.