У жительницы Тимашевска Валентины Григорьевны Отиско 7 августа юбилей — 80 лет, и ровно половину из них она отдала самому благородному труду на земле — воспитанию ребятишек и вот уже почти двадцать лет на пенсии.

Дорогие воспоминания. Родилась Валентина Григорьевна в Тополях, ныне хутор Танцуры-Крамаренко, в последний довоенный год. Отец ушел в декабре 39-го в армию и рождения своей первой дочурки не увидел. Самое яркое воспоминание детства: в августе 1945 года отец приехал на краткую побывку домой, а она, хоть никогда его не видела, повисла у него на шее. Это было огромное счастье, потому что война осиротила многие семьи, оттого, наверное, так все запомнилось. А в декабре отец вернулся насовсем. В женском коллективе из бабушки, тети, мамы и пятилетней Вали отныне появился сильный, добрый мужчина.

Обратно в родные Пенаты. Семилетка в Тополях, потом десятый класс в Кубанце, куда приходилось ходить пешком, и мечта поступить в педагогический институт — учитель на селе был уважаемым человеком. Тогда был такой порядок: хочешь учиться в вузе — прежде отработай два года. Но спустя два года жизнь внесла свои коррективы: заболела мама, и она по примеру знакомых девчат поступила в Краснодарское дошкольное училище, там учились всего два года. Распределили ее по заявке тимашевского районо в свой район — и на свой хутор, где в это время колхоз «40 лет Октября» строил детский сад.
Вот так началась ее трудовая биография на ниве образования. Через год ее перевели воспитателем в детсад № 1 тогда еще в станице Тимашевской, где проработала 10 лет, заменяла заведующую, набиралась опыта — видимо, этот факт стал определяющим, когда из Ростова из отдела учебных заведений попросили местное районо порекомендовать специалиста на должность заведующей железнодорожным детсадом № 160 при ПМС-51 (путевой машинной станции — ред).

У железной дороги было три садика! С этого дня и до ухода на заслуженный отдых она проработала в ведомственных детсадах железной дороги двадцать восемь лет. Вспоминает, что когда вошла в помещение, то схватилась за голову: стоит посреди детской комнаты таз и с крыши капает вода. Все требовало ремонта.
— Но мне было всего тридцать лет, сил хватало. В 1971 году детсад располагался в трех деревянных домиках, кухня была в вагоне. И как-то все устроилось: начальник ПМС Рогачев помог перекрыть крышу, построили два навеса, дорожки заасфальтировали между домиками.
Ее тогда на все хватало, может, и вправду молодость все может осилить. Беспокойное садиковское хозяйство, двое детей. И разрешение на кооператив не давали, если свой дом есть, неважно, что хибара. Зампред райисполкома предложил компромисс: она станет председателем ЖСК, кооператива № 1, на общественных началах, будет контролировать строительство. Вот так и тянула пять лет, пока не вселились. Ребенка — в коляску, рулоны чертежей в охапку — и вперед, контролировать. Возможно, этот опыт помог ей позже, когда строили уже новый ведомственный садик.

«Знаменку» в семье любят. Кстати, вспоминает юбиляр, именно в газете «Знамя труда» (тогда это было «Колхозное знамя») они прочитали объявление о строительстве кооператива. А районную газету она выписывает уже 58 лет — такая вот наша верная подписчица!
Еще десять лет своей трудовой биографии отдала Валентина Григорьевна этому садику. А потом ей предложили возглавить 180-й ведомственный садик. Хотя, по сути возглавлять пока было нечего: надо было его достраивать и оснащать всем необходимым инвентарем и оборудованием. Да, было время, когда у железной дороги в Тимашевске было четыре дошкольных учреждения: детсады 160, 14, 180-й и ясли № 117.
Спустя два года к детсаду присоединили ясли, стало девять групп и 270 ребят, а штат вырос до 57 человек. Дочь юбиляра Марина Ивановна вспоминает, что даже учась в институте, она любила приезжать в садик на новогодние праздники, потому что коллектив устраивал для детей немыслимо красивые и веселые утренники. Бог дал маме, говорит она, огромное терпение, доброту и выдержку: никогда не повысила голоса на детей.

Сады передали в районо. Спустя шестнадцать лет, в 1998-м, железная дорога решила сбросить с себя «балласт» — перестала финансировать свои детсады, а потом и вовсе их закрыли, кроме 160-го, который был при ПМС-51. Последующие полгода они — заведующая, два сторожа, завхоз — сторожили детсад, потому что разграбить его оказалось много желающих. Позже детсады 14 и 180-й передали на баланс районо, они стали 14 и 12-м соответственно.
Много воды с тех пор утекло, уже и 80 исполнится, ушел из жизни супруг, с которым жили душа в душу. Валентина Григорьевна считает, что ей в жизни очень повезло: семья мужа приняла как родную, детей с супругом воспитали достойными людьми, и на пути всегда встречались хорошие люди. Лучшей судьбы для себя она и не хотела бы.