Старожил станицы Медведовской Тимашевского района труженица тыла, ветеран труда Евдокия Андреевна Крамарева отметила 5 февраля круглый юбилей — целый век. Удивительный факт, но столетний юбилей в наши дни перестал быть недостижимой вехой, а еще более поразительно то, что люди эти прошли такие тяжкие испытания, пережили голод, холод, войну, разруху и выстояли. Сильное было поколение.

Сто лет жизни вмещают так много событий, больших и малых, разве все упомнишь. То, что было недавно, Евдокия Андреевна не всегда вспоминает, наверное, потому, что малосущественно. Да и то правда, перемен в ее тихой размеренной жизни сейчас совсем немного, зато без запинки отвечает, сколько лет и где проработала, какого года рождения были ее сестры и братья…

Голодные и холодные 30-е… Как много семей с детьми отправлялись тогда на благодатную Кубань в надежде прокормиться, не умереть от голода и не погубить детей. Вот и семья Евдокии, в которой было семеро разновозрастных детей, а она — предпоследняя, одиннадцатилетняя, снялась с насиженного места под Ростовом и приехала в станицу Медведовскую. Интересующиеся историей своего населенного пункта жители старинной казачьей станицы знают, что это были страшные для нее годы. Потому, что население массово выселяли в другие районы, оставшиеся погибали от голода. Но обратной дороги не было, да и на Дону был тот же голод. Мама рассказывала, вспоминает дочь Евгения Николаевна, что травой питались, отец лягушек ловил и готовили еду. Вот так и выживали.
Сейчас уже вряд ли найдешь такие многодетные семьи, а тогда это было, можно сказать, нормой. Сестры Фекла, Анна, Евдокия и младшенькая Степанида, братья Афанасий, который умер еще в детстве, Сергей, не вернувшийся с финской войны, и Федор, в Великую Отечественную сражавшийся с фашистами в партизанском отряде…

Да, в их жизни тоже была война, молодых отправляли на рытье окопов, дети и подростки работали на колхозных полях, фермах наравне со взрослыми — военное лихолетье никого не щадило. А потом была оккупация, семьей ютились в сараюшке. Фашистов прогнали — и вновь трудовой фронт работал на настоящий, где шли бои. Что можно вспомнить о тех годах и нечеловеческих усилиях? Никто не думал о наградах, только о том, когда же она закончится, проклятая война, вернутся в хозяйства мужики. Наверное, хорошо работали… Приказ правительства о награждении медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» на Евдокию Крамареву вышел за два дня до дня ее рождения, 3 февраля 1947 года. Жить легче после войны не стало, и трудилась она так, что все время получала благодарности.

Сегодня Евдокия Андреевна живет в небольшой хате на улице Мышастовской, которую они строили вместе с мужем Николаем Михайловичем Черноусовым, помощи со стороны особой не было, выписывали в колхозе кирпич, сами делали кладку, как говорится, методом народной стройки — ну это знают все, кто тогда строился, а в 1964 году заселились. И воспитывали двоих дочек, Евгению и Татьяну. Работали в колхозе от зари до зари, в отстающих не числились, Евдокия Андреевна и дояркой трудилась, и счетоводом, на птичнике, и в детсаду работала. А супруг больше в полеводстве, за хорошую работу в колхозе «Путь к коммунизму» дорос до управляющего третьим отделением, даже на сельскохозяйственную выставку в Москву отправляли. Но он давно покинул этот мир.

Детей раньше не баловали, вспоминает Евгения Николаевна, в строгости растили, они помогали по хозяйству и даже корову пасли. Скромно люди жили, без излишеств, но весело. Мама петь очень любила. На все праздники собиралась родня в доме то у одной сестры, то у другой, брат Федор играл на гармони, душевно пели. Не беда, что на столе была картошка да капуста квашеная. Все не война..

Сейчас рядом с мамой ее заботливые дочки, она ухожена, накормлена, есть с кем перекинуться словечком и даже поспорить, если с чем не согласна. Это так хорошо, когда старики присмотрены. Жаль только, здоровье не балует, слух подводит, и так хочется ей иногда выйти на крылечко, полюбоваться природой и вдохнуть полной грудью воздух. Жизнь, что ни говори, хороша.