Сын приходского священника не имел особой наклонности к духовной деятельности и мечтал о военной стезе. Ослушавшись отца, оставил Московскую духовную академию и поступил рядовым казаком в 10-й конный полк Черноморского войска. Карьера казачьего офицера Попко ярко вспыхнула в станице Ключевой (нынешний Горячий Ключ), где находилась штаб-квартира Псекупского конного полка. Его командиром назначили полковника Кубанского казачьего войска Ивана Диомидовича Попко. Кроме военных обязанностей, Попко взялся за сохранение истории, культуры, предметов быта горских народов и предписал «заняться собиранием предметов», которые служили для жизни горцев в быту. Для экспонатов «Псекупского музеума» специально построили черкесскую саклю, ее даже посетил наместник государя на Кавказе великий князь Михаил Николаевич, главнокомандующий Кавказской армией. Некоторые исследователи утверждают, что именно Псекупский «музеум», а не Тифлисский стал первым на Кавказе научно-просветительским учреждением: музей в Тифлисе официально открыт в 1867 году, а Псекупский действовал уже в 1864-м.
Иван Попко частенько наведывался в станицу Новодеревянковскую к Федору Андреевичу Щербине, который умел запекать раков, а Попко по-особому готовил картошку на костре: поливал ее маслом и обязательно накрывал глэчиком. Так и видится из нашего далека: сидят на берегу Челбаса два ученых, историка, великих патриота, воин и политик, Попко — в почете, Щербина — в ссылке. Тридцать лет разницы в возрасте, Попко старше, опытнее, боевой генерал, участник трех войн, именитый ученый. Щербина — общественный деятель, политик-либерал, ученый, ссыльный. Попко написал «Черноморских казаков в их гражданском и военном быту», Щербина — «Историю Кубанского казачьего войска». Дружили, ценили друг друга.
Был еще Евгений Дмитриевич Фелицын — ученый историк, кавказовед и кубановед, археолог, этнограф, картограф, библиограф, статистик, биограф, геолог, минералог, энтомолог; общественный деятель; войсковой старшина Кубанского казачьего войска; участник Кавказской и Русско-турецкой (1877—1878) войн. Его имя носит Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник, основоположником которого был он сам. Фелицына считают преемником Попко, современники называли Евгения Дмитриевича «энциклопедией Кавказа».
Фелицын создал Археологическую карту Кубанской области — фундаментальный труд! На ней отмечены древние городища и курганы и на территории нынешнего Тимашевского района. На границе нынешних Тимашевского и Кореновского районов Е.Д. Фелицын обнаружил каменную бабу. Половцы ставили их на вершинах погребальных мест или под курганами. Современники вспоминают, что Фелицын рассчитывался за доставку «баб» в музей личными деньгами, везли их в Екатеринодар на волах много дней. Ныне Фелицынский музей владеет самой крупной в мире коллекцией половецких баб — 69 экземпляров!
Три ярких представителя прошлого Кубани оставили потомкам богатейшее культурно-историческое наследие. Иван Попко описал черноморских казаков, и тимашевских в частности, собрал уникальнейшую библиотеку. Семьей не обзавелся, полностью посвятил себя службе, науке, своим воспитанникам-сиротам, состояния не сколотил, хотя бедным человеком не был. Похоронен в Ставрополе, могила не найдена.
Евгений Фелицын тоже прожил бобылем, свое время, финансы, возможности посвятил науке, умер в 55 лет от энцефалита.
Участник белого движения Федор Щербина кроме двухтомника «История Кубанского казачьего войска» опубликовал исследования по статистике, экономике, хлебопроизводству. Ему все было интересно! Преподавал в университетах Чехии, похоронен в Праге, а в 2008 году его прах перезахоронили в Свято-Троицком соборе Краснодара. Был женат, энергично занимался политикой, является основоположником российской бюджетной статистики. Ученый до кончиков ногтей. Писатель, поэт.
Наследие этих кубанских гениев еще изучать и изучать.