Заслуженный учитель Кубани Александр Петрович Каменный не представляет себя вне Новоленинского и вне школы. Хотя его карьера могла бы сложиться и в других областях.

Точка на карте. Каждую новую возможность Каменный рассматривал с одной точки зрения: означает ли она остаться в Новоленинском или потребует смены места жительства. В пределах родного хутора он мог и поменять вид деятельности.

После школы Каменный пошел в Брюховецкий сельхозтехникум, и первокурсников отправили на всесоюзную молодежную стройку — возводить свиноводческий комплекс в Тимашевске. Жили в бараках, заливали бетоном основание под будущую электроподстанцию. Работали круглосуточно, чтобы выполнить задание партии досрочно.

В техникуме Александр кроме основных предметов освоил кузнечное дело, сварку, вулканизацию, обработку древесины, научился токарному и фрезерному ремеслам.

По морям, по волнам. Учебу прервала служба на военно-морском флоте. Крейсер, где служил ракетчик Каменный, побывал в разных странах, Александр дослужился до командира отделения и при желании мог получить направление в Севастопольское военно-морское училище. Но хотелось домой, на Кубань. В 1991-м у офицера запаса Каменного появилась возможность стать курсантом военной академии.

— Уже и чемодан собрал, и с родными попрощался, — смеется Александр Петрович, — но тут вышел указ Ельцина о преобразованиях в армии, и моим планам не суждено было сбыться.

Так становятся авторитетом. После техникума Каменного назначили механиком отделения № 2 колхоза «Память Ленина», обязанность — руководить, выписывать наряды и распределять задания. Попробуй-ка, вчерашний студент, завоюй авторитет у рабочих, вдвое старше тебя. Каменный сумел, и прислушиваться стали к молодому руководителю.

Метод один — объяснять и доказывать свою правоту делами. Тот же подход безотказно работал и в бытность Каменного учителем труда, или как тогда это называлось, инструктором производства, на эту должность он был назначен в 1980 году. Высшее образование, полученное в Армавирском пединституте, подкрепило теорией то, что он и сам давно освоил на практике. На уроках у Александра Петровича и отъявленные школьные хулиганы беспрекословно выполняли все задания. Коллеги удивлялись, неужели так бывает, а он тоже удивлялся, неужели бывает по-другому. Например, учитель показывает, как за несколько минут из двух металлических прутов изготовить дверной крючок и петельку, и сразу же дает заготовки мальчишкам, пробуйте, учитесь, — и времени на шум-гам на уроке не останется. Каждую идею Александра Петровича ученики принимали с восторгом. Построить в школьном дворе теплицу и выращивать овощи и зелень, разбираться с неподатливым черчением, потому что Александр Петрович убедил: не подружишься с чертежами — не сможешь изготавливать сложные детали. Подарки для папы на 23 февраля и мамы на 8 Марта его ученики изготавливали только своими руками. Авторитет преподавателя был беспрекословным.

Отдельное спасибо Каменному могут сказать и новоленинские современные фермеры, чьи поля обрабатывают его бывшие ученики. В советские времена выпускники школы получали водительские права одновременно с аттестатом. Каменный даже организовал в школе кружок картинга, его гонщики и в региональных кроссах обгоняли городских.

Мастерили и пили чай. Разумеется, всех задумок учителя уроки вместить не могли. Заглянуть в мастерскую после уроков, да и остаться там до вечера — такое расписание было у всех мальчишек. А учитель и рад каждому, в мастерской и самовар с чаем всегда наготове, и лобзики, и деревянные заготовки, и клей — твори, придумывай, а готовые работы повезем на выставку. Новоленинские школьники благодаря Александру Петровичу были постоянными участниками и победителями разных конкурсов.

С техникой ученики Каменного тоже умели обращаться. Однажды вместе с ребятами усовершенствовали трехколесный мотороллер и повезли свою работу на всероссийский слет юных рационализаторов и изобретателей.

— Мои мальчишки катались на своем экспонате по дорожкам выставочного центра — рассказывает Александр Петрович, — а навстречу шла китайская делегация. Китайцы долго фотографировали наше изобретение, расспрашивали, восхищались. Потом я видел подобную технику уже в массовом производстве.

Один в поле не воин. Своих заслуг Каменный, победитель всероссийских профессиональных конкурсов, чьи наработки внесены в краевой банк данных передового педагогического опыта, не подчеркивает, а делает акцент на единомышленниках, с которыми всегда везло. С благодарностью вспоминает сотрудничество с Еленой Мальченко в бытность ее главой поселения, Владимиром Бабарыкиным, который выделял средства на внешкольные занятия мальчишек.

Современному поколению новоленинцев Каменный известен в первую очередь как создатель и хранитель школьного музея. Он расположился в той самой мастерской, которая была много лет любимым местом новоленинских мальчишек.