За него он воевал до начала спецоперации, не прекратилась борьба и когда ему пришлось отправиться «за ленточку». Продолжилось сражение и когда после приговора врачей и списания вчистую он вернулся с СВО домой. О сути и особенностях этой войны «Знаменка» и попытается рассказать.

Родом из Ставрополья

Сами они, по словам Юрия Борисенко, не местные, из Ставрополья. Первой в хутор Ольховский Днепровского поселения еще в 90-е перебралась мать Юрия. На улице Заречной был приобретен небольшой домик в два окна из самана 1959 года постройки. Юрий, самый старший в семье, остался жить в Ставрополье. Рассказал еще об одном нюансе — его фамилия Борисенко, отчество — Викторович, но отца своего он не знает и никогда не видел. Мать же, вышедшая замуж повторно и родившая двоих деток, сестру и брата, во втором браке, носила другую фамилию. Только это обстоятельство, по словам Юрия, прежде большого значения в его жизни не имело и на его отношении к младшеньким никак не отражалось.

Стройка по-родственному

В связи с семейными перипетиями во второй половине нулевых из Ставрополья в Тимашевский район перебрался и Юрий. Из Саратовской области вместе с мужем переехала в Ольховский сестра. Работать, вспоминает Борисенко, он тогда устроился сначала водителем в местное сельхозпредприятие «Русь», затем заведовал охраной рыбоводческих угодий предприятия «За Родину», не остался без работы, когда эти угодья перешли в частные руки.

— Где-то в году 2010-м решил строиться, и мать настояла, чтобы фундамент был залит на ее участке. Мол, он большой, 25 соток, места хватит. Узаконить выделенный участок земли тогда не подумал, ведь не где-то строился — у родной матери. Да и она сама не раз говорила, что, мол, успеется. Так что котлован под будущий дом со сторонами 17,5 на 7,5 метра я стал рыть на месте, где прежде стояла небольшая летняя кухня со стенками в полкирпича, — рассказал Юрий.

Возведение дома, по словам Борисенко, делом оказалось не быстрым, хотя он имел некоторый опыт в строительстве и до того, как начал строить для себя: сумел самостоятельно пристроить к материнской хатенке дополнительные жилые метры, подвел строение под общую крышу. Помогал при строительстве дома и сестре. Однако его кирпичный дом с жилой площадью более 80 квадратных метров потребовал большего вложения сил и средств. На протяжении десяти лет, ушедших, чтобы подвести строение под крышу, ему пришлось взять несколько банковских кредитов, покупать стройматериалы, оплачивать труд людей, клавших кирпич, штукатурящих стены…

Начало мытарств

Когда к 2020 году стройка приблизилась к завершению и пришло время узаконить строение, чтобы подвести к нему коммуникации, по словам Юрия, он обратился к матери. И вот тогда-то с огромным удивлением узнал, что родительница еще в 2013 году, то есть спустя нескольких лет с начала его строительства, сам участок и все строения на нем переоформила на имя дочери и ее мужа. Новые же собственники земельного участка, на котором он построил дом, в праве регистрации собственности ему отказали. Хотя, по его словам, до тех пор спокойно наблюдали, как идет строительство. Такое умолчание от родной матери и сестры Юрий посчитал умышленным, направленным на хищение у него его собственности, а потому за восстановлением справедливости решил обратиться в суд.

Как найти правду?

Вот тогда и стала расти у Юрия Викторовича кипа бумаг и документов. Чего там только нет! И спутниковые снимки улицы Заречной в хуторе Ольховском до начала строительства им дома и после его завершения; чеки и накладные на купленные строительные материалы; всевозможные экспертизы, а также свидетельства односельчан, банковские документы на взятые кредиты и прочее. Все это, по его словам, было собрано с целью доказать, что дом он возводил самостоятельно, на заемные деньги, без участия родных. А также как аргумент на их заявления о том, что он на их участке вообще ничего не строил, что строительство пристройки-кухни, если и было, то завершено еще в 2010 году.

А как же суд? Суд был. В папке у Борисенко хранится его решение, датированное апрелем 2022 года. Суд тогда в иске Юрию отказал, ибо критически отнесся к доказательствам и показаниям как со стороны истца, так и ответчика. У Борисенко, к примеру, под сомнение были взяты копии чеков и товарных накладных на приобретение стройматериалов, так как они не подтверждали тот факт, что были израсходованы именно на возведение дома, к тому же на большей их части отсутствуют свидетельства о приобретении именно истцом. Поставлены под сомнения и показания свидетелей, ведь, по мнению суда, они состоят в близких, дружеских либо родственных отношениях со сторонами по делу…

На защиту дома и Отечества

А дальше была война, уже не с родственниками, а настоящая — со взрывами и автоматными очередями. В сентябре 2022 года Юрий Борисенко, несмотря на свои «за 50», получил повестку о мобилизации и отправился воевать на Донбасс. Видимо, говорит, при призыве учли его знания и боевой опыт, полученные когда-то на второй чеченской войне. А дома, вернее в одной из незавершенных строительством комнат, его осталась ждать беременная жена. И ей, по словам Борисенко, одной пришлось непросто. Так, однажды родственники решили отключить идущий к дому электрокабель, хотя комната, где жила женщина, обогревалась только калорифером. Хорошо, что сосед выручил, дал подключиться к своей линии.

Поэтому, будучи в отпуске весной 2023 года, Юрий Борисенко снова отправился искать справедливость. На этот раз в Следственный комитет РФ. Процессуальную проверку по заявлению бойца СВО проводил следователь Тимашевского МСО СУ СК РФ по Краснодарскому краю. Есть среди собранных Борисенко документов и такой. Следователь же, проведя опросы свидетелей, изучив документы, усмотрел в действиях родственников — сестры Юрия и ее мужа — признаки преступления, подпадающих под статью УК РФ о мошенничестве. Судя по постановлению, копии о возбуждении уголовного дела были направлены во все инстанции, в том числе и лицам, против которых оно было возбуждено…

Но даже после этого, как поведал Борисенко, правда не восторжествовала.

На текущий момент

Вот уже три месяца, как минометчик, боец СВО Юрий Борисенко вернулся домой: был списан вчистую решением врачебной комиссии. После контузии он оглох на одно ухо, лишился почки. А еще, как выяснилось в госпитале, дважды на ногах перенес микроинфаркт, отчего его сердечко сейчас шалит время от времени.

Однако даже в таком состоянии отступать от поисков правды Борисенко не намерен.

— Порой отчаяние настигает. Да, сам виноват, что доверился и думал, что родные люди не обманут. Но ведь должна же у нас быть правда! — поделился Юрий.

Поведал он также, что в настоящее время вновь судится. Только на этот раз решил подать иск с другим основанием: раз не удается узаконить дом и землю под ним, то пусть родичи хотя бы компенсируют средства, что были затрачены на его строительство.

— Для этого мне надо снова сделать экспертизу чеков и накладных, полученных в ходе строительства, а стоит она немало — 60 тысяч рублей. Но трата необходимая, так как уже хочется купить жилье где-нибудь подальше от таких родных и наконец зажить спокойно с женой и сыном-малышом, — поделился Борисенко.

От редакции. Чем помочь в такой ситуации бойцу СВО, ветерану боевых действий, что лишился здоровья, отстаивая интересы страны в двух военных операциях? Юрий Борисенко столкнулся с несправедливостью, когда построенное потом и кровью не смог узаконить из-за позиции родственников. Не в компетенции журналистов давать юридическую оценку решениям суда, но надеемся, что правоохранительные органы заинтересуются этой историей и справедливость не обойдет стороной того, кто воевал за нее.