На средства господдержки можно приобрести сегодня технику, племенных животных, заложить новый сад и построить теплицы. Виталий Смоян вместе с партнерами воспользовались этими возможностями и создали крепкое тепличное хозяйство. Их редис сегодня нарасхват у покупателей.
Партнерское тепличное хозяйство Виталия Смояна расположилось рядом с Кропоткиным, в 12 километрах от города. По скоростной трассе, в сторону Тихорецка, направо — и вот его «балаганы», как принято называть на Кубани тепличные каркасы, обтянутые пленкой. Тридцать парниковых теплиц по 10—11 соток занимают более 3 гектаров.
День выдался жаркий — плюс 28 градусов. Виталий открывает боковины тепличного каркаса, накручивая пленку на валик: так нежные растения не задохнутся. А на грядках даже прохладно: работает система полива.
— Мы выращиваем редис. Наш товар — один из самых красивых. Сорт — «Селеста», корнеплоды ярко-красные, круглые, сочные, — с гордостью говорит Виталий, показывая пучок отборного редиса.
Овощеводством Виталий занимается вместе с двоюродным братом и дядей. Сначала взялись за дело совместно, а потом разделили комплекс на части, и теперь каждый отвечает соответственно: за подготовку почвы к севу, выращивание и сбор урожая. Так более рационально, считает фермер.
Своими руками
Виталий Смоян пришел на землю в 2016 году. Агрономического образования не имеет — окончил технологический университет, а затем работал в проектном институте Краснодара. Работа хорошая, но кабинетная: подвижному Виталию офис был в тягость. Нашел себя в бизнесе. Первые теплицы партнеры построили на 50 сотках под помидоры, а потом взяли еще 40. Многое делали своими руками: устанавливали опорный фундамент, варили каркасы.
— А как иначе? Я теперь и сварщик, и тракторист, и агроном, и сборщик. Всю работу нужно пропускать через себя. Иначе хорошего результата не достигнешь. Да и наемный труд очень дорогой, нам это невыгодно, — рассказывает Виталий.
У него и партнеров два трактора Т-25 «Владимирец». Поначалу фермеры технику тоже привлекали, но потом купили свою. На собственной обрабатывать землю можно и два, и три раза, не оглядываясь на оплату и затраты ГСМ.
Господдержка в помощь
На начальном этапе, а затем и в расширении бизнеса помогла краевая субсидия, ее на строительство теплиц Смояны получали несколько раз, возвращая 30% от собственных затрат.
Первый транш позволил поднять пять теплиц, следующие средства господдержки сельхозпроизводители вложили в постройку еще четырех. Пару лет фермеры не пользовались субсидиями, а затем вновь подали документы. Всего за эти годы они получили от государства 5,2 млн рублей. Без этой субсидии молодые овощеводы не смогли бы развиваться. А еще Виталий и его партнеры воспользовались краевой программой микрофинансирования и получили полмиллиона рублей.
В эту зиму фермеры свои теплицы модернизировали, учли все прежние технические огрехи. Совершенствовали тепличный комплекс весь декабрь и январь.
Помидоры и чемпионат мира
Время от грядки до прилавка занимает два-три дня. Редис собирают и в тот же день отвозят на мойку, она находится у партнеров в селе Отрадо-Кубанском Гулькевичского района. Они же фасуют его в 20-килограммовые полиэтиленовые пакеты. А затем он доставляется в сетевые магазины Москвы, Центральной России и других регионов.
Редис в теплицах закладывается несколько раз в год. Буквально три дня назад фермер собрал и продал очередную большую партию. Эта культура требует быстрого сбора и реализации, поэтому Виталий нанимает бригаду рабочих. Но каждодневно в теплицах трудится сам.
Пробовал заниматься выращиванием томатов, но не получилось, что называется, «не срослось». Первый год урожай искал своего покупателя, второй год продажи подкосил чемпионат мира по футболу в Москве. В это время въезд в столицу был ограничен, и помидор-«единичку» (овощеводы знают) продавали всего по 20 рублей за килограмм, чтобы просто-напросто не выбросить партию. С тех пор томатами Виталий Смоян не занимается.
Есть идея
Производители овощей из Кропоткина покупают гибридные импортные семена в специализированном магазине в станице Михайловской Курганинского района.
— При нынешней санкционной международной обстановке цены резко возросли! Если раньше я покупал семян на 150 тысяч рублей, то сегодня должен затратить 400 тысяч наличными, — разводит руками Виталий. — При этом продавец сегодня не может гарантировать их качество. Мы сидим на «Селесте» с 2016 года, я хорошо знаю этот сорт. Но в этом сезоне он не такой, как всегда. Редис рано набрал пустоту.
Фермеры-партнеры думают над развитием семеноводческого направления. Здесь много составляющих. Гибридные семена хорошо работают один сезон. Сортовые требуют вложений и времени. На этот счет есть идея сотрудничества с наукой в будущем.
— Редис — овощ, который должен быть идеален во всем: нужного размера, сочности и плотности. Поэтому многое зависит от семян. Неликвид идет на выброс. Сколько раз так было. В прошлом году часть даже хорошего урожая была «списана» — клиентов не было. Сам дергал — сам выбрасывал, — рассказывает Виталий. — Издержки производства, такое бывает.
Нужен агробазар
Сбыт продукции — вторая важная проблема, о которой говорит Виталий. Необходима упрощенная система доступа к сетевым маркетам без посредников, которые умаляют труд сельхозпроизводителя.
Он считает, что не стыдно взять за основу опыт советского прошлого. Наши родители на этих же землях выращивали кабачки и сдавали свою продукцию на консервные заводы Кропоткина и Тихорецка, получали деньги и не думали: возьмут-не возьмут. Цена была стабильная.
— Я фермер, умею выращивать качественную продукцию и не хочу беспокоиться о том, найдется ли в этом сезоне покупатель или не найдется. Вот говорят: цену формирует рынок. Нет, в нынешних условиях ценовые процессы должно регулировать государство. У нас хорошо зарабатывают так называемые «рублевщики», то есть перекупщики, которые не вложили ни средств, ни труда в выращенную продукцию, а прибыль получили практически наравне с производителями. Это разве справедливо? — рассуждает Виталий. — Нужна специализированная платформа в Интернете, своеобразный агробазар для фермеров.
А еще он хотел бы построить овощехранилище, фасовочный цех, установить мойку. И не скрывает, что в своих планах рассчитывает на господдержку. Виталий уверен, что у добросовестных производителей с этим проблем не будет.
Марина Смирнова.
Факт. В год фермерское хозяйство Виталия Смояна с партнерами поставляет на рынки Москвы, Центральной России и других регионов порядка 50 тонн редиса.
Важно.
Меры господдержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации в 2024 году:
- Предоставление грантов на реализацию «Агростартап» в рамках регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».
- Предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае в части предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области сельскохозяйственного производства.
- Предоставление грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим свою деятельность не менее 12 месяцев с даты регистрации, на закладку садов интенсивного типа.
- Предоставление гражданам социальных выплат на организацию сельских усадеб в малых сельских населенных пунктах.
- Предоставление грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм.
- Предоставление субсидии гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
- В рамках мероприятий, вошедших в состав регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», продолжено предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на развитие материально-технической базы.
- В 2024 году будут продолжены мероприятия по предоставлению грантов начинающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, осуществляющим свою деятельность не более 12 месяцев с даты регистрации.