Мы начали публикацию постов известного путешественника Михаила Зарубина @mike.around.the.world, который посетил все 193 страны из списка ООН, за что был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Михаил дал согласие на публикацию его постов в «ЗТ».

На шее у мужа. Во многих странах подход к распределению обязанностей в семье абсолютно противоположный, чем у нас. Так, на Ближнем Востоке женщина вообще никогда не работает и полностью зависит от мужа. Только недавно в Кувейте и Саудовской Аравии разрешили водить машину и работать в магазинах. Но в то же время обеспечивать своих жен — обязанность мужчин по закону, и с этим очень строго. Не сделать недопустимо.

Но все меняется, если вы родились в горах Пакистана, в индийском штате Мегхалая и соседнем Бангладеше, некоторых деревнях Марокко или в одном из племен Индонезии. Здесь женщина — королева бала. Она ведает всем — от финансов семьи до возможности принимать решение. Горе тем мужчина, кто посмеет оспаривать любое решение жены, — может быть изгнан из поселения!

В Западной Гане имущество наследуется по линии матерей, а в политике заняты мужчины, которые получают свои должности исключительно через протеже матерей, жен и сестер.

Ну а всех покорила провинция Китая на границе с Тибетом. Здесь женщина вправе выбрать любого мужчину на ночь, даже женатого. Он не может ей отказать, а родившиеся дети являются собственностью матери и носят ее фамилию.

Не разведешься. Однажды в государстве Гана я увидел толпу, празднующую бракосочетание. Это было видно по свадебным нарядам молодых, накрытому столу и гостям в праздничных платьях.

— Разводятся! — объявил наш водитель.

Как оказалось, в Гане, для того чтобы аннулировать брак, нужно прийти в судебный отдел загса в тех же самых одеяниях, в которых были на свадьбе. Нередко после этого в традициях устроить ровно такой же банкет, с теми же гостями, и они тоже приходят в тех же платьях.

Но ладно Гана, а вот в соседнем государстве Того для развода надо получить согласие свекрови, которая будет преследоваться по закону и всей деревней заодно, если даст его. Поэтому в Того нет разводов.

В Гвинее-Бисау, что на западе Африки, жене достаточно выставить вещи мужа за порог — брак отменяется.

Только начиная с прошлого года в Саудовской Аравии начали уведомлять женщин о факте развода посредством СМС, до этого практиковались «тихие» разводы. Или надо идти по официальному пути, который невероятен. Так, нужно просто сказать жене «Ты разведена». Месяц дается на примирение. Если муж за это время не передумал, то он произносит во второй раз фразу, и идет процедура окончательного развода — еще два месяца. Все это время жена продолжает жить с мужем на полном обеспечении. Наконец, после третьего «Ты разведена» брак аннулируется.

Но самое интересное, что если бывшие решат сойтись, им нужно снова пожениться, но возможно это будет только после того, как женщина выйдет за другого и разведется с ним. Иначе к первому мужу не вернуться.

Черная свадьба. На Юго-Востоке Южно-Африканской республики живет племя народности Зулу, они сохранили свою культуру и традиции практически в неизменном виде.

Традиционно на свадьбу собираются все родственники — несколько сот человек. Основная задача — угодить каждому танцем, поэтому невеста пляшет для всех семей до десять часов подряд. Так она показывает свою женственность и умение создать семью. Перед свадьбой обязателен выкуп. Семье невесты платятся огромные деньги, чтобы показать, что они вырастили прекрасную дочь. Иногда сумма определяется отцом и может вогнать жениха в долги длиною десять-двадцать лет. Причем белые платят в десять раз больше в тех редких случаях, когда им разрешают породниться с девушкой Зулу. Выкуп в этом случае платится наполовину деньгами, оставшаяся часть — работами в поле.

Непривычен нам и главный обряд свадьбы — все одновременно начинают оскорблять друг друга бранными словами под звуки барабанов, убыстряясь под увеличение частоты ударов. Так выходит все плохое, а к молодоженам прибудет счастье.

Убийства чести. Век рыцарей и дуэлей прошел довольно давно. Однако убийства чести по культурным традициям до сих пор распространены в обществе нескольких стран.

Эту историю мне рассказал Адиб во время поездки по Пакистану. Он родом из северной части страны, где в горах люди до сих пор живут по заветам предков. Его двоюродная племянница вышла замуж. Казалось бы, дело хорошее и брак был по любви, чего редко встретишь в тех краях. И все бы ничего, но она вступила в союз тайком, потому что согласие семья дала совсем другому. Десять мужчин, среди которых был отец, старший брат и бывший жених, забросали ее камнями до смерти, чтобы смыть позор.

Позже в соседнем селе родители убили двух своих единственных дочерей, увидев видеозапись годовалой давности, где их целует в губы незнакомый мужчина.

Такие казни распространены по всей стране. Поводом может быть что угодно: подозрение мужем измены, разговор с чужим мужчиной, сплетни о муже, публикация неподобающих фотографий в соцсети и даже слишком быстрый взлет по карьерной лестнице! Так смывается позор. Часто в казни принимает участие вся мужская половина семьи, причем сами они избегают наказания всегда. Официально признаются лишь тысяча-две случаев в год, но их гораздо больше.


Пакистан остается одной из самых крайне религиозных стран. Чистое имя мужа и без-условное повиновение бесправной жены — две составляющие брака. Но еще хуже, когда девушка не желает участвовать в насильной свадьбе. За это потенциальный отвергнутый жених может убить. Но чаще всего он выступает так называемым воспитателем — с помощью друзей или родственников девушки ее обливают серной кислотой, уродуя, чтобы строптивая и непокорная не досталась уже никому.

Несмотря на ужесточение наказаний, убийства чести продолжаются. В Пакистане, Иордании, Сомали, Чаде, Турции, Египте, Индии и еще одной стране ежегодно тысячи девушек никогда не возвращаются домой.

Замуж поневоле. Многие думают, что традиции отдавать замуж девочек без их согласия, когда те даже не видели в глаза женихов, канули в далекое прошлое.

Я был в Таджикистане, когда услышал эту историю. Тогда об этом говорил весь Душанбе. На юную девушку с детства засматривался соседский мужчина в годах. Однажды на общем празднике даже пытался приобнять, а она вырвалась, на что он злобно сказал: все равно будешь моей! Так и случилось. Брат девушки задолжал ему крупную сумму денег. Чтобы расплатиться, он позволил сестре выйти замуж за соседа. Практика отдавать своих дочерей и сестер в счет долга не нова.

В других странах до сих пор практикуется ритуальное похищение. Парадокс, что похищенных девушек, не согласных на брак, не принимает обратно их же семья, считая «опозоренными», поэтому чаще всего они все же выходят за похитителей.

В Кении купить ребенка стоит около $400 (30 000 руб.) — и делай с ним что хочешь. Часто так покупают девочек и воспитывают на выданье, получая большую прибыль в виде выкупа невесты. И это им еще повезет, ведь могут продать и на жертвоприношение.

В Западной и Центральной Африке — например, в Замбии, Малави, ЦАР, Зимбабве, Гане — девушки выходят замуж по другой причине — семье стыдно, если они пойдут учиться. Образованная дочь может стать несмываемым позором. Брак обычно ставит жирную точку на образовании: молодая жена беременеет без перерыва и занимается делами по дому.

Мужские роды. Во время поездки по Эквадору я побывал в перуанской части Амазонки, там есть один необычный ритуал, который практикуют в тех местах. Позже я встречу упоминание об этом еще в Папуа-Новой Гвинее и Малайзии. Это мужские роды. Как такое возможно?

Местные зовут такие роды «высиживанием яиц», или кувадой. Во время беременности жены ее супруг полностью повторяет за ней все действия, имитируя беременность. Считается, что жена — любящая, если при этом молчит. Все слова и действия «повествует» ее парт-нер. На время, будучи в положении, мужчина полностью меняет свой привычный образ жизни. «Уходит в отпуск» — не охотится со всеми, не возделывает землю и не принимает участия в мужских совещаниях. Но и это не все. Мужчина, решивший войти в куваду, ограничивается в питании, чтобы малышу было хорошо и жена была в безопасности. Перед самыми родами он садится на недельную фруктовую диету. Ему запрещено браться за любое оружие, включая кухонные ножи.

На родах мужчина катается по полу и кричит на всю деревню, а женщине полагается быть как можно тише. После рождения муж заботится о ребенке, «кормит» его грудью, жалуется на послеродовые боли. Более того, в первую неделю отец может спать вместе с ребенком, воздерживаясь вообще от любой еды.

Вы удивитесь, но и на Руси существовало нечто похожее. Муж и жена «делили» боль. Ближе к столице практиковалась узелковая помощь — мужчина во время схваток начинал быстро-быстро развязывать узлы на одежде, помогая разродиться. А вот южнее пользовались более радикальным методом. Незадолго до родов муж забирался на полати или высокое место дома, привязывал к мужскому достоинству нитку и давал ее бабке-повитухе. При схватках она дергала за нее со всей силы, и кричали оба, «разделяя» боль.