Он был хорошим человеком
В канун 9 Мая в редакцию «Знаменки» пришел наш давний подписчик Анатолий Митрофанович Гришин. И принес газету двенадцатилетней давности, в которой была напечатана статья о его отце Сергее Ефимовиче Скляренко, ветеране войны, ушедшем из жизни в 1977 году. Наш земляк воевал в составе легендарного 1-го Гвардейского минно-торпедного авиационного полка ВВС Красно-знаменного Балтийского флота стрелком-радистом. На авиацию была возложена задача — прикрывать флот, наносить удары по врагу на море, суше и в воздухе.
В статье были приведены выдержки из мемуаров «Над волнами Балтики», которую в послевоенные годы написал командир звена, летчик-торпедо-носец, Герой Советского Союза, будущий генерал-майор авиации СССР Александр Васильевич Пресняков. Он получил назначение в 1-й гвардейский полк в марте 1942 года, а в декабре сюда направили Сергея Скляренко. Вместе со штурманом Николаем Ивановым, будущим Героем Советского Союза, они составили экипаж, который совершил сотни боевых вылетов.
Особую главу «Торпедоносцы, вперед!» в своей книге Пресняков посвятил последнему воздушному бою, в котором Иванов и Скляренко получили тяжелые ранения:
«…Осторожно виляя между дорожными выбоинами, «санитарка» выезжает за город. В кузове на носилках лежат Иванов и Скляренко. У Иванова осколочные ранения в голову и большая потеря крови. У Сергея дела похуже. Переломаны кости предплечья, ребро и ключица. Немного затронуто легкое»…
И далее: «Мой штурман Николай Иванов уже вышел из лазарета. Раны на голове и лице едва затянулись, но он прошел медкомиссию и получил допуск к полетам. У Скляренко дела неважнецкие. Переломы срастаются медленно». Стрелок-радист долго лечился, но восстановиться до конца не смог и в декабре 1945 года был уволен со службы по болезни.
Заменил отца
В мирной послевоенной жизни ветеран Скляренко нашел свое место и был известным в Тимашевске человеком. Эту часть его жизни поведал нам Анатолий Митрофанович.
Война оставила отметины на здоровье и характере ветерана, но на вопрос, каким он был, сын ответил: очень добрым, хорошим человеком.
Разные фамилии и отчества Анатолий Митрофанович объяснил просто. Его родной отец Митрофан Лукьянович Гришин, гвардии лейтенант, командир взвода, тоже воевал на фронтах Великой Отечественной, окончил войну в Вене и служил в городе в комендатуре до конца 1945-го. Скончался спустя четыре года после возвращения домой. Сыну тогда было всего десять лет. Через два года мама Марфа Константиновна создала новую семью с Сергеем Ефимовичем Скляренко. Совместных детей у них не было, так что Анатолия воспитывал отчим, который стал для него вторым отцом.
Семья тогда жила на Украине в Полтавской области. По окончании семилетки, в 14 лет, Анатолий поступил в Харьковский техникум промышленного транспорта. После четырех лет обучения его в 1957 году направили по распределению в Донбасс в погрузочно-транспортное управление «Ворошиловуголь» в городе под названием Парижская коммуна. В те годы строилось много новых шахт, вагонов под грузы и уголь не хватало, и этот поток приходилось регулировать молодому специалисту. Там он проработал пять лет, до призыва в армию, и так хорошо себя зарекомендовал, что его звали вернуться обратно. Но пока он служил, родители засобирались в Краснодарский край.
На Кубань!
На Кубани в конце 50-х годов началось массовое строительство сахарных заводов и требовалось огромное количество специалистов. В Полтавской области Марфа Константиновна работала фельдшером здравпункта на сахарном заводе, а Сергей Ефимович — турбинистом. Первым в их трудовой биографии на новом месте жительства стал в 1958 году Павловский сахарный завод. А потом их перевели в Тимашевск, где они и осели.
Тимашевский сахарный завод строили ударными темпами. Анатолий Митрофанович вспоминает: мама работала фельдшером в здравпункте, отец инженером по приему специализированного оборудования западно-германской фирмы БМА, его везли вагонами и машинами. Параллельно строился заводской поселок, в котором семье выделили коттедж из трех комнат площадью всего 42 квадратных метра. А когда завод построили, руководство выделило в качестве премии три автомобиля: два светло-серых «Москвича 403» главному инженеру и Скляренко, а белую «Волгу» — начальнику стройуправления.
В Тимашевск во время краткосрочного отпуска Анатолий приз с Украины жену Асю и вернулся из армии сам. Работал на станции Тимашевская, последняя его должность — замначальника.
Жили все вместе в том самом коттедже, как говорится, в тесноте, но не в обиде. Старший сын родился, когда Анатолий еще служил в армии, назвали наследника именем деда — Сергеем. Потом на свет по-явился второй внук — Виталий. Оба пошли по стопам бабушки Марфы Константиновны — трудятся медицинскими работниками.
В память о супруге
В мирной жизни Сергей Ефимович Скляренко был скромным человеком и только в праздник Великой Победы надевал китель с боевыми наградами: орденами Красного Знамени, Великой Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение Вены и Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Окружающие мало знали о боевых подвигах военного стрелка-радиста, о знаменитом минно-торпедном авиационном полке, который охранял небо над осажденным Ленинградом. Однако в мемуарах участников тех исторических событий частенько мелькает имя Скляренко. Боевое братство очень много для него значило, с фронтовыми товарищами они часто встречались в Ленинграде и в Тимашевске в майские победные дни.
Он ушел из жизни рано, в 62 года, на похоронах было огромное количество людей — его уважали. Сын и внуки продолжали поддерживать отношения с его фронтовыми друзьями, а потом и с их детьми и внуками. Память о нем жива.
От редакции. Хочется несколько слов сказать о супруге ветерана и верной спутнице его жизни Марфе Константиновне Скляренко. Много лет до самой пенсии она работала в поликлинике железнодорожной больницы. И была очень активным общественным корреспондентом нашей «Знаменки», в память муже считала своим долгом рассказывать на страницах газеты о ветеранах войны железнодорожниках. Ее не стало в 2011-м, на 93-м году жизни.