Главную роль Ивана Кочубея в фильме исполнил Николай Рыбников, ему на момент съемок было 28 лет, а реальному герою — 25. В 1958-м он еще не заслуженный и не народный, но уже восходящая звезда. После фильмов «Весна на Заречной улице» и «Высота» по нему сходила с ума вся женская половина Страны Советов. Не красавец, но, как сейчас сказали бы, бесконечно харизматичный. «Кочубей» — тринадцатая по счету картина в его фильмографии.

Женская роль в фильме, медсестры Натальи, досталась красавице Людмиле Хитяевой. Советского зрителя она покорила первыми своими ролями в фильмах «Екатерина Воронина» и «Тихий Дон». Возможно, выбор режиссера пал именно на нее после запоминающейся роли казачки Дарьи в донской эпопее. «Кочубей» в ее фильмографии третья картина.

Рыбников и Хитяева родом не из наших краев, но их герои — потомственные казаки. Для достоверности актерам пришлось осваивать балачку, к которой они тем не менее прибегали нечасто, то и дело переходя на чистый русский язык. Это и понятно, массовый зритель просто многого бы не понял из их речи. Думаю, это не ошибка, а такой режиссерский ход.

Фильм снят режиссером Юрием Озеровым (известен по киноэпопее о Великой Отечественной войне «Освобождение») по роману известного кубанского писателя Аркадия Первенцева, написанному в 1937 году, когда еще живы были люди, которые знали прославленного командира Красной Армии Ивана Кочубея. Спустя сорок лет после той войны родился фильм, о котором сегодня почти никто не помнит. А жаль.

Вместить в экранное время все события, рассказать о Кочубее как о человеке, командире, герое практически нереально. Поэтому, если вы решите посмотреть фильм, а сделать это стоит всем, кто интересуется историей революционной Кубани, почитайте о самом Кочубее. Жизненная правда гораздо беспощаднее.

Фильм начинается с того, что по полю несутся всадники с шашками наголо, впереди — знаменосец. Атака? Но уже в следующем кадре мы видим, как резко останавливаются всадники перед молча стоящими стеной людьми. Кто они? Вперед выходит казачка, она бережно передает всаднику казачью форму и говорит: просили до дому доставить как последнюю память. Конный командир вынимает из газыря записку. На весь экран — последнее, по-видимому, прощальное письмо Кочубея, в котором он завещает биться за «Совецку власть до последней жилочки». Написано им самим? Но по свидетельствам современников, храбрый командир Кочубей был неграмотным, и в фильме это показано, когда он, развернув лист, отдает читать приказ комиссару.

Батальных сцен в фильме мало. Перестрелки с «беляками», расправа на хуторе, переправа через Кубань. Медсестра Наталья со спрятанной в переднике гранатой идет по мосту прямо на засаду белых и подрывает их. Жестокая сцена: Наталья лежит на мосту убитая, а мимо несутся красные конники. Но в следующих кадрах она живехонька.

Своеволие, анархия и партизанщина, в которых обвиняли реального Кочубея, жестокая сцена, когда за убийство друга Сашка красные казаки сожгли хутор, — все это в фильме есть. Но все это нивелируется доброй улыбкой Кочубея-Рыбникова — ну не может он изобразить на лице даже подобие жестокости, это факт. Как и сцена (это и вправду было, как вспоминают), когда увидев едущий по дороге автомобиль, Кочубей по-детски удивляется, а потом высаживает комиссаров и едет с товарищами кататься по городу.

Напрягает сцена убийства главкома Григория Сорокина (он расстрелял красных комиссаров) обступившими его солдатами и матросами. Самосуд и анархия налицо.

…Отряд Кочубея, сильно поредевший и измученный боями, нехваткой обмундирования, патронов, пробивается к своим в Астрахань. Людей косит тиф, брошены обозы с семьями. А в это время в штабе красных решают расформировать и уничтожить бригаду. Но Кочубей приказывает разоружиться, а сам малыми силами прорывается к Ленину — ему он верит безоговорочно: «Хай разоружается бригада, а я прорвусь до товарища Ленина». Но не доходит. А помилование и чин полковника от белых ему ни к чему. Он выбирает виселицу.

Снимать биографические фильмы непросто, особенно о героях войны. Идеология и время лакируют образы, сглаживают поступки. В наши дни картину сняли бы в ином ключе. Сегодня по всей России стоят памятники белым и красным полководцам. Время всех примирило…