Горожанка Светлана Николаевна Ионова (Свириденко) рассказывает о том, как ее родня, друзья, знакомые соседи помогали строить их хату популярным на Кубани и забытым ныне способом — всем миром.
— Наша семья возвратилась из Шегарки, Томской области, в родную станицу Тимашевскую осенью 1955 года. Мне тогда было 10 лет.

Отец инвалид войны, мама не работала, имея на руках четверых детей, денег было мало. Наскребли на маленькую хатенку по улице Длинной (теперь Шияна). Пол в хате был земляной, к воскресенью мазали «доливку», чтобы пыли не было, и празднично выглядело. Мама меня научила, и это была моя обязанность: я мазала тряпочкой смесью, как жидкая сметана, из коровьего кизяка, глины и воды. Мебели никакой. Только у родителей была железная кровать, а мы, дети, спали на полу покотом на матрасах, набитых соломой. Укрывались ватным одеялом. О пододеяльниках и простынях речи не было. Осень была сухая, теплая. Но когда зимой пошли дожди, крыша стала протекать.

Зиму пережили, а весной отец решил, что надо строить новую хату с деревянными полами и черепичной крышей. А за что строить? Папа получал мизерную пенсию по инвалидности, мама на работе получала гроши. Но выручила кубанская традиция — строить дом на селе гуртом, все миром то есть. Привезли глины, соломы. Наняли пару лошадей месить глину, собралась родня, соседи, друзья, и работа закипела. Одни делали большой круг из глины, другие засыпали эту глину слоем соломы, третьи подносили воду, заливали круг, а мальчишки с нетерпением ждали момента, когда взгромоздятся на лошадь и будут водить ее по кругу глины с соломой и чавкающей водой. А две-три бабы отправлялись готовить еду.

Круг лошади растаптывали все шире и шире. Народ не бездействовал: грабарками месиво с краев кидали в середину, а лошади продолжали топтать. Местные знатоки решали, когда месиво достигнет нужной консистенции. Лошадей уводили на отдых, и продолжалась работа по формированию самана.

Форма под саман представляла собой крепкий прямоугольный ящик без дна, с ручками по бокам. Форму внутри смачивали водой, плотно набивали месивом, заглаживали сверху и поднимали. На земле оставался большой кирпичик. Так, кирпичик за кирпичиком, пока не выработают всю глину с соломой. На этом процесс братства заканчивался. Саманы будут сохнуть, потом их сложат пирамидами с промежутками — досыхать, потом поровняют по ребрам, и тогда они готовы к кладке.

А тем временем все помощники приглашены на ужин. Борщ, вареная картошка, соленые огурцы, помидоры, сало и непременно четверть самогона, закупоренная кукурузной кочерыжкой. Чарка-другая с устатку и песни кубанские певучие. Пели ладно, звонко, на другом краю станицы слышно. И в народе говорили: опять у кого-то саман лепят.

Вот так помогли нам родные, соседи, друзья построить хату, которая до сих пор стоит, и живет в ней моя старшая сестра Валентина, которой в 2020 году мы отпраздновали 80 лет.

В рубрике «Родом из СССР» много интересных фактов о том как работали и отдыхали люди в советскую эпоху