Проблема зависимого поведения подростков и молодежи является одной из самых болезненных для современного российского общества. Результаты многочисленных научных исследований и обыденный житейский опыт свидетельствуют о том, что первые «случайные пробы» наркотиков в подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным последствиям и правонарушениям. Такого будущего не пожелает своему ребенку ни один родитель.

Мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления НС и ПВ проводятся во всех образовательных организаций Российской Федерации с 2014/15 учебного года в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

Социально-психологическое тестирование — это психо-диагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические «факторы риска» возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической «устойчивости» личности. Обращаем ваше внимание, что социально-психологическое тестирование не выявляет факта незаконного потребления НС и ПВ.

Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально­психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

Основными задачами социально-психологического тестирования являются:

  • выявление у обучающихся психологических «факторов риска» с целью их последующей психологической коррекции;
  • организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление НС и П.

Основными принципами проведения социально-психологического тестирования являются:

  • принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;
  • принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия;
  • принцип ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;
  • принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к психологу, а также воспользоваться предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие профилактической компетентности, навыков личностно — доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию. Кроме того, тестируемому позволяют получить информацию о самом себе, содействуя развитию у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности.

В период с сентября по октябрь с родителями и учащимися проводится разъяснительная работа по социальному тестированию, на сайтах образовательных организаций и стендах размещается информация о процедуре задачах и необходимости прохождения СПТ.

В 2020 году социально-психологическое тестирование прошли 4128 обучающихся в возрасте от 13 до 17 лет включительно (в 2019 году 3997 человек).

Выявленных рисков 261, что на 44 меньше чем в 2019 году. Наблюдается снижение явных рисков, в 2020 году — 4 человека, в 2019 году — 23 человека.

По итогам проведения социально-психологического тестирования в образовательных организациях анализируют результаты СПТ, выделяют обучающихся групп повышенного внимания. В дальнейшем определяют направления работы с данными группами обучающихся. Совместно с классными руководителями и педагогами психологами вносятся корректировки в планы воспитательной работы по профилактике девиантного поведения обучающихся.

Также психологами проводится работа с обучающимися, с которыми необходимо дополнительно провести индивидуальную коррекционно-развивающую работу, на них составляется индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения.

По итогам СПТ 2020 года в январе—феврале 2021 года совместно с ГБУЗ «Тимашевская ЦРБ» МЗ КК был составлен график медицинских осмотров учащихся на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ. На профилактические медицинские осмотры направлено 124 обучающихся, что на 181 несовершеннолетний меньше по сравнению с 2019 годом (305). (МБОУ СОШ № 1 — 50 человек, МБОУ СОШ № 2 — 15 человек, МБОУ СОШ № 4 — 36 человек, МБОУ СОШ № 13 — 23 человека). По итогам проведения профилактических медицинских осмотров не выявлено несовершеннолетних, употребляющих психотропные вещества.

Кроме того, в ГБПОУ КК «Тимашевский техникум кадровых ресурсов» проводилось социально-психологическое тестирование, в котором приняло участие 572 учащихся. Далее проводились профилактические медицинские осмотры обучающихся (86 учащихся). Положительных результатов на наркотические вещества также не зарегистрировано.