Свежеотремонтированные помещения еще предстоит наполнить экспонатами, но и само здание музея свидетель станичной истории с 1909 года.

Изначально в нем было двухклассное училище с пятью отделениями, потом Новокорсунское высшее училище, а после революции классы заняли все дети станицы — единая трудовая школа 2-й ступени имени Политотдела была бесплатной. В здании проходили общие собрания жителей, показы первых советских фильмов.

По воспоминаниям старожилов, здание было дважды повреждено: в 1918 году в него попал белогвардейский снаряд, в 1943-м — фашистский. После градобоя 2018-го поменяли кровлю, вставили пластиковые окна. В минувшем году здание отремонтировали капитально — поменяли внутреннюю отделку, коммуникации, установили противопожарную систему, видеонаблюдение. Не хватает лишь специалиста, радеющего за станичный краеведческий музей. Таким был его основатель Илья Буряков. Ветеран войны, учитель русского языка и литературы, вышел на заслуженный отдых в 1981-м и начал собирать материал по истории Новокорсунской. Это буквально означало обходить дворы, изучать архивы, перечитывать церковные записи, писать запросы и собирать воедино полученную информацию. Первую экскурсию в музее провели 9 мая 1990 года для станичников.

Сейчас здесь пять тематических залов. Диарамы отражают ключевые моменты истории — заселение Новокорсунского куреня, установление Советской власти, декрет об этом был зачитан в здании музея, казнь членов ревкома белогвардейцами перед зданием нынешней администрации, на центральной площади, освобождение от немецко-фашистских захватчиков.

Диарама из истории поселения

Основные экспонаты — предметы кубанского быта, ими пользовались новокорсунцы всего лишь столетие назад. Шкаф, этажерка, домоканый коврик, потемневшее зеркало в затейливой раме — понятно, коромысло, бредень для ловли рыбы и прялка — тоже. Назначение деревянной лопаты — ею сажали каравай в печь — угадываем уже с трудом. Диковинные для современников предметы — рубель для глажки белья, цеп, которым молотили зерно, ручная деревянная маслобойка… Все в прекрасной сохранности.

Гордость музея — коллекция самоваров, на каждом клеймо, на некоторых по нескольку, по числу призовых мест на ярмарках и выставках.

Тачанка на помосте — как настоящая, хоть сейчас запрягай коня и айда по улице.

— Эту тачанку изготовили мастера, оформлявшие музей в середине 80-х годов прошлого века, — поделилась воспоминаниями сотрудник Тимашевского музея семьи Степановых Людмила Дорошенко, — образцом послужила тачанка с мемориального подворья в Ольховском.

— Колеса ни для гравийки, ни для асфальтового покрытия не приспособлены, только для земляных дорог, — обращает внимание Вадим Александрович, — иначе развалятся вмиг.

Зал славы с фигурой скорбящей матери, на мемориальных досках во всю стену — имена новокорсунцев, не вернувшихся с войны.

Боеприпасы, проржавевшие каски, штыки, извлеченные из земли, можно подержать в руках. С этой выставкой связана история новейшего экспоната, винтовки Мосина. Депутат Госдумы Дмитрий Ламейкин обратил внимание, с каким интересом школьники рассматривали макет старой винтовки, и на открытие музея после ремонта подарил легендарную трехлинейку. К винтовке (по требованиям безопасного хранения, как экспонат, она приведена в нерабочее состояние) прилагаются два штык-ножа.

ИЗ ИСТОРИИ. Винтовка Мосина, которую также называют трехлинейкой, была принята на вооружение в 1891 году и использовалась до конца 50-х годов прошлого века. В 1870 году получила новый штык, трехгранный или четырехгранный.