Кто ищет, тот найдет
В те годы проще было найти очевидцев сражений, их родственников, не то что теперь. Тем не менее поисковые работы продолжаются. Регулярно из разных уголков страны до нас доходят новости: обнаружили останки такого-то бойца… Алексей Мусиенко (на фото), состоящий в краевом отделении Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», командир поисковой группы Тимашевского района, на вопрос, для чего это движение, отвечает: — В первую очередь, чтобы найти останки погибших солдат, сражавшихся за Родину, установить их личность, передать родственникам для перезахоронения. Обычно это происходит в торжественной обстановке. Когда в 2014 году на стройплощадке «Бондюэль» в земле обнаружили фрагменты советского истребителя, нас пригласили для поисковой работы. Во время Великой Отечественной там был военный аэродром. Сначала мы обнаружили останки одного летчика, а потом еще двоих. К сожалению, установить их имена не удалось, так как ни личных документов, ни бортовых журналов не сохранилось. Бойцов торжественно захоронили в братской могиле на старом кладбище Тимашевска в мае того же года. Из одиннадцати погибших, чьи останки были обнаружены «Боевым братством» в Крымском районе, идентифицировать удалось только одного — по сохранившемуся при нем смертному медальону. Установили, что это рядовой 83-й Гвардейской стрелковой дивизии 150-го горно-стрелкового полка Ламаш Алексей Андреевич 1909 года рождения. Нашли и родственников Ламаша, что тоже всегда сложно. Захоронение со всеми почестями прошло 1 февраля 2015 года на его исторической родине в ст. Незамаевской Новопокровского района.
Свидетели уходят
Чем больше времени проходит со времени войны, тем сложнее работать поисковикам. В проржавевших гильзах истлевает бумага и уже не разобрать написанного на ней. Смертные медальоны, по которым можно провести точное опознание, носили при себе немногие — считали дурной приметой. Награды при погибших сейчас встречаются крайне редко, по их номерам — самое точное установление имени, но прежде сопоставляют данные архивных документов, военкоматов. А по личным предметам, которые часто находят рядом с останками, невозможно точно опознать бойца, ведь вещи кочевали из рук в руки — при сопоставлении фактов выясняется, что место их обнаружения не соответствует конкретному человеку.Теперь, спустя 75 лет после освобождения Кубани, волонтерам приходится много времени проводить в архивах, устанавливая места сражений. — Нам известно, что около десяти тысяч человек погибли в боях за освобождение Кубани на хуторе Лебеди и в станице Новониколаевской Калининского района. Их хоронили в братских могилах, без всяких опознавательных знаков. Но очевидцев найти не удается, чтобы установить конкретные места, а искать вслепую на такой большой территории тяжело, — рассказывает Алексей Мусиенко.
Молодежь — под крыло
Алексей и сам ветеран боевых действий второй Чеченской, и деды его воевали на фронтах Великой Отечественной, поэтому поисковое движение для него не пустые слова. Он слышал свист пуль над головой, столкнулся со смертью на поле боя, знает реальные истории тех лет. К поисковому движению примкнул в 2005-м, а не так давно увлек за собой отца, теперь и маленький сынишка напрашивается с папой в походы. Алексею Мусиенко есть что рассказать ребятам на уроках мужества, он не из тех, кто коверкает историю в угоду времени. Освоив мирную профессию водителя погрузчика на молзаводе, активно сотрудничает с районным отделом по делам молодежи. При ОДМ создали детский поисковый клуб. Для выезда на поиск отбирают по заполненным школьниками анкетам тех, кто действительно интересуется военной тематикой. Выезжали вместе в Горячий ключ, Крымский район.— В любое свободное время, круглогодично, вооружившись лопатой, металлоискателем и сухпайком, отправляемся в лес, где метр за метром прочесываем окопы, траншеи. Конечно, находки случаются не всегда, но в прошлом году ребятам повезло — вместе мы нашли каски и останки нашего бойца. Обнаруженные военные предметы передаем в школьные музеи. Скоро передадим очередную партию: штык советский, штык-нож немецкий, каску немецкую и лопатку саперную.
Выживший снайпер
Среди находок поисковиков «Боевого братства» в горячеключевских лесах есть именные: орден Красной Звезды, орден Трудового Красного Знамени, наградная снайперская планка «Лучшему снайперу от командования Южного фронта» (изготовлена в форме оптического прицела, крепилась к прикладу винтовки) и много др. Владельца наградной планки поисковикам удалось найти, он и рассказал, как на боевое задание тогда отправили пятерых снайперов, а когда они вернулись — наши уже ушли, потому что немцы приблизились. Пришлось вступить в неравный бой. Снайперы тогда положили около полсотни врагов, но из них выжил только один, его взяли в плен.
Наша справка. 13 марта 1988 года в Калуге в ходе первого Всесоюзного сбора поисковых отрядов было решено создать Всесоюзный координационный Совет поисковых отрядов при ЦК ВЛКСМ. Его возглавил ветеран Великой Отечественной войны журналист Иконников Юлий Михайлович. Российское поисковое движение получило официальный статус. Самая крупная организация, занимающаяся полевой и архивной поисковой работой, — Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Оно объединяет более 42 тыс. поисковиков в составе 1428 поисковых отрядов, региональные отделения открыты в 82 субъектах РФ. По данным Всероссийского информационно-поискового центра, на 23 августа с. г. только за текущий год найдены останки 10151 советского солдата и офицера, установлено 284 имени. За пять лет — останки более 100 тыс. советских солдат и офицеров, установлено более 5 тыс. имен.
Это интересно. В списке находок краснодарских поисковиков — останки немецкого пилота летчика Хорста Шиллера. Именно он в сентябре 1939 года сбросил первые бомбы на Польшу, дав старт Второй мировой войне.
Из истории. Бои за освобождение оккупированной территории Тимашевского района от фашистского ига начались 1 февраля 1943 года со станицы Новокорсунской и хутора Пролетарского. Семь раз станица переходила из рук в руки, измотанные непрерывными боями, наши солдаты вынуждены были отступать перед натиском противника. Несколько раз разведка боем прорывалась вглубь станицы, немцы пропускали ее, затем окружали и уничтожали. На рассвете 10 февраля немцы пошли в атаку. Бой продолжался весь день, а ночью нашим войскам подвезли боеприпасы. Ранним утром 11 февраля 11-й гвардейский корпус пошел в атаку, и нашим войскам удалось сломить оборону противника и освободить станицу. Спасаясь бегством, фашисты разделились: одна часть отступала в сторону Приморско-Ахтарска, другая — на Славянск. В освободительных боях тогда погибли более двухсот советских воинов. Хоронили поначалу где придется. А в 1947 году найденные останки советских воинов перезахоронили в братской могиле в центре Новокорсунской и установили деревянный памятник. Позже, в честь 10-летия Победы в Великой Отечественной войне, его заменили на другой, увенчанный статуей воина-освободителя с автоматом в правой руке и каской в левой. На стеле высечены фамилии погибших.
В тему. 17 сентября с. г. торжественная церемония захоронения останков 19 советских воинов прошла в Новороссийске на военном мемориале «Скорбящий ангел» кладбища Кабахаха. Их отыскали местные поисковики. Имена двоих воинов, погибших 20 апреля 1943-го под артиллерийским огнем противника, удалось установить — это красноармеец Крылов Николай Александрович (его опознали по найденному с ним ордену Красной Звезды) и Окружко Захар Романович (при нем был смертный медальон) (rf-poisk.ru).
21 сентября с. г. в Крымском районе торжественно перезахоронили останки красноармейца Черного Федора, погибшего под Смоленском в 1943 году. Обнаружить солдата удалось поисковикам отряда «Застава святого Ильи Муромца» в районе деревни Мартынково Ельнинского района. При нем был найден медальон с вкладышем, сделанный из гильзы от винтовки. Текст на бумаге удалось прочесть лишь в лабораторных условиях под инфракрасными лучами в видеоспектральном компараторе. Зная дату боев и войсковое подразделение, которое сражалось в 1943 году в этих краях, поисковики установили имя погибшего героя, уроженца Крымского района.
29 сентября с. г. в кубанской столице на площади перед выставочным залом Боевой славы в парке Победы прошла торжественная церемония передачи останков красноармейца Лаврикова Дмитрия Ивановича, уроженца Краснодара, погибшего в 1941 году, его родственникам. Советского воина обнаружили во время поисковых работ в Смоленской области минувшим летом. Имя установили по подписанному котелку. На мероприятии членам Краснодарского отделения «Боевого братства» вручили юбилейные медали «30 лет поискового движения России» (bbratstvo.com).