Не было бы счастьяВ личном подсобном хозяйстве Игоря и Натальи Кузьминых несколько десятков дойных голштино-фризских коров, столько же телочек подростков. Управляются с ними сами. Крутится муж, рассказывает Наталья, от рассвета до заката, частенько и полночь прихватывает. — Мой Кузьмин коровок любит до самозабвения, кормит по специально составляемому рациону, доит и роды принимает. Более четверти века назад мы с ним на ветфаке на одном курсе в Кубанском аграрном учились, на теме совместного интереса к животным познакомились, а там и сами поладили,— смеясь рассказывает Наталья.После окончания института Игорь Кузьмин работал ветврачом на молочно-товарной ферме, а с 2005 года ушел в свободное плаванье, одним из первых в поселении завел собственное стадо и занялся молочным производством.
— Животноводство дело непростое. Но как бы сложно и тяжело ни было, на молочке мы двоих дочек подняли, выучили и концы с концами сводили. До недавнего времени… В январе текущего года молокозаводы, до этого бравшие молоко первого сорта по 30 рублей за килограмм, вдруг резко спустили закупочные цены. Что сразу вывело прибыльность семейного предприятия в нули. Хоть сворачивай производство и закрывайся, — рассказывает Наталья Кузьмина.
Глава семьи бросать дело, к которому прикипел душой, отказался. Надо было что-то быстро предпринять, придумать, куда девать ежедневный надой в 300—350 кг. Тогда и вспомнили про совет знакомых из Краснодара, давно предлагавших Кузьминым заняться глубокой переработкой молока — делать сыры.
Не хуже забугорныхПокорять непознанные горизонты решили с осторожностью, а потому оборудование приобрели небольшой производительности: 100 литров молока единовременной загрузки. До марта, пока не пришел домой заказ, Наталья штудировала специальную литературу, училась.
Чем дольше, тем лучше— Фермерский сыр продукт из экологически чистых ингредиентов, без использования консервантов, красителей и вкусовых добавок. Он вкусен любой: и твердый, и мягкий. Преимущество последнего в том, что быстрее готовится и зреет, зато и срок годности минимальный. При неотлаженности рынка сбыта это обстоятельство приобретает первостепенное значение, — делится Наталья. Поэтому она приступила к экспериментам.
— Сами мы за границей сроду не бывали, сыров тамошних не пробовали, поэтому соответствие «тому самому вкусу», что присущ фета, полутвердым гауда, качотта, камамберу, дорблю, белпер кнолле и прочим, проверяли на бывалых знакомых и соседях. Их приговор был таков: нисколько не хуже забугорных и гораздо лучше нынешних магазинных, — рассказывает Наталья Кузьмина.Процесс стремления к «идеальному сыру», по словам хозяйки, у нее непрерывен. Сейчас Наталья мечтает хоть на несколько дней попасть туда, где серьезно занимаются их производством, причем не обязательно за границу.
Основа всего — молоко Твердые сыры, как известно, производят из цельного молока, а мягкие — из снятого. Но в любом случае оно должно соответствовать всем необходимым параметрам, а еще быть достаточно жирным, не содержать антибиотиков. Именно такое, как дают кузьминские «ласточки». Так ласково называет сам хозяин своих коровок весом с полтонны, а то и больше каждая. Его голштинки в коровнике выглядят как модели на подиуме: вычищенные, холеные, гладкие. Знай себе жуют под музыку. А по заботе и удой!
Недавно у Кузьминых появилось еще и небольшое козье стадо. Животные не простые, альпийской и чешской породы, главное достоинство которых в том, что дают молока до пяти килограммов в день и запаха от них никакого, даже от козлов. Все, что надоят, идет на выработку особого козьего фета, а также качотта, вымоченного в вине или в кофе, иногда завернутого в виноградные листья вкуснейшего козьего сыра.
Когда стало не стыдно, как выразилась Наталья, за каждый кусочек сыра, созрел небольшой запас продукции, занялись ее продвижением в соцсетях. Стоимость фермерских сыров достойная, но все же ниже импортных того же уровня.
Кузьмины думали, основными покупатели будут краснодарцы, однако первую партию разобрали тимашевцы.
Свое сырное дело они намерены развивать. Опыта пока маловато, но постепенно придет и он, получится добиться ритмичности производства и постоянного наличия в хранении всего выпускаемого сырного ряда. Сделать это непросто из-за разных у каждого вида сыра сроков созревания. Балпер кнолле, например, самый быстрый, ему достаточно 1,5—2 месяца, дольше всех зреет король сыров — пармезан. Нужную твердость он начнет приобретать через год, а окончательно дозреет к третьему году. Несколько 10-килограммовых головок пармезана уже лежат у Кузьминых на полках холодильника…
Кстати. Игорь и Наталья Кузьмины в этом году впервые приняли участие в «Кубанской ярмарке». По словам Натальи, к мероприятию они заготовили порядка 120 кг различных сыров, но к четвертому дню ярмарки остались почти без товара. Кубанцам и гостям края очень понравились тимашевские фета, камамбер, гауда и белпер кнолле. Хитом продаж стал сыр из козьего молока. По итогам ярмарки предприниматели обзавелись многочисленными контактами и предложениями.
Фото Архипа Ларченко
Сыр с кубанским акцентом
Свежайший и натуральный белпер кнолле, благородный камамбер покрытый белой плесенью, фермерский сыр гауда делают наши земляки на хуторе Беднягина поселения Кубанец.