Считается, что собака стала первым диким существом, одомашненным и прирученным человеком. За десятки тысяч лет человек, используя природные задатки этого четвероногого, вывел более 400 пород собак. И не важно, сторожевой ли это пес величиной с теленка или декоративная болонка, помещающаяся в карман, — обе собаки для их хозяев самые верные любимые существа, ставшие едва ли не полноправными членами семьи.
— Собака не просто друг, это еще и неоценимый помощник, — утверждает кинолог тимашевского районного охотобщества Геннадий Марчук, 12 лет возглавляющий секцию кровного собаководства. — Люди на охоте по-любому являются конкурентами, и только собака верно и старательно помогает хозяину добыть дичь, сделать охоту еще более красивой, увлекательной и результативной.
Моя страсть — именно охотничьи собаки. Я думаю, это не случайно, потому что она совпадает с другим моим большим увлечением — охотой. Когда идешь по охотугодьям с собакой, видишь гораздо больше дичи, она находит в зарослях и поднимает фазанов, перепелов, зайцев. Даже если дичь не стала твоим трофеем, все равно получаешь удовольствие. Есть охотники, которые с удовольствием выходят в угодья со своими собаками, без ружья, просто послушать голоса гончих, насладиться их работой. Конечно, не каждая собака способна доставить охотнику такое удовольствие. Надо, чтобы в ней были ярко выражены породные качества. Для этого наша секция кровного собаководства и ведет племенную работу — подбираем для спаривания собак так, чтобы закрепить и улучшить породные качества, такие, как экстерьер (правильное телосложение, окрас, шерстный покров и прочее), чутье, вязкость (не бросает след дичи, несмотря на любые преграды), страсть или злоба (нередко встречаются собаки, в которых страсть к охоте заложена больше, чем в человеке) и, конечно же, послушание. Примерно 70% всех охотничьих качеств должно быть заложено в крови собаки, остальное нарабатывается во время занятий.
Это не просто рассуждения, Марчук знает, о чем говорит, ведь в его личном питомнике не первый год содержится охотничья элита — породные победители собачьих соревнований и выставок разных уровней. В основном это таксы, используемые при охоте в норах на лису, енота, барсука. Родоначальницей питомника в начале 2000-х была Челси, такса гладкошерстная, которая дала великолепное потомство: Сэма — неоднократного породного победителя, призера краевых состязаний, Нику — неоднократного победителя состязаний на искусственной норе, в 2008 году признанную лучшей норной собакой России, породного победителя по барсуку. Ее внучка Эла в 2018-м стала породным победителем краевых состязаний по лисице. Не раз удостаивались дипломов и другие питомцы. В последние годы на усадьбе Марчука появились представители другой породы — русские охотничьи спаниели.
— Это подружейная собака, прекрасный помощник для охоты на пернатую дичь, — рассказывает Геннадий. — Ее задача разыскать птицу, поднять ее на крыло, после выстрела охотника и по его команде подать дичь. Сейчас у нас две рабочие собаки — Лада и Лайма, чемпионы края по фазану и неоднократные призеры краевых состязаний по полевой дичи. Я поражаюсь тому объему качеств, которые заложены в них от природы и о которых мы порой даже не догадываемся. К примеру, с удивлением заметил, что Лада, сообразив, что я не стреляю по самкам фазанов, так как охота на них запрещена, поднимает из зарослей, где притаился выводок, только петухов. Никто ее этому не учил!
Я просто безумно люблю своих питомцев и переживаю за них, как за детей, и на соревнованиях, и на охоте. Когда в норе Нику порвал барсук, у нее не было дыхания, сердце не билось, мне пришлось делать ей реанимацию, в том числе искусственное дыхание. Ника выжила и сейчас продолжает охотиться. Ну как можно не любить собак, когда они заглядывают прямо в глаза с немым вопросом: что бы еще тебе сделать, чтобы понравиться? Готов прощать им многое, в том числе и погрызенные туфли, и задавленных кур, и порванную проводку в автомобиле, и многое другое. Спустя время все это кажется мелочью по сравнению с теми положительными эмоциями, которые они нам доставляют.