Такие драгоценные камни добываются нелегально, а деньги с их продажи идут на финансирование вооруженных повстанческих группировок.
Кимберлийский процесс назван в честь «алмазной столицы» ЮАР Кимберли, основан в 2000 году под эгидой ООН, участники — правительства 82 государств производителей и импортеров алмазов, которые ставят перед собой цель исключить из международной торговли «конфликтные» алмазы, используемые для вооружения и поддержки антиправительственных и террористических организаций.
Кимберлийский процесс обеспечивает контроль экспортно-импортных операций, покрывающих до 99% объема мирового оборота алмазов.
Синтетические камни, борьбу с которыми Россия называет одной из своих главных целей во главе организации, беспокоят ее давно. Гендиректор российской компании «Алроса», одного из крупнейших в мире производителей алмазов, Сергей Иванов назвал такие камни главным вызовом для отрасли, отметив, что их доля потихоньку растет. Минфин оценивает объем «синтетики» на мировом рынке в 20%.
Во главе Кимберлийского процесса Россия будет продвигать идею создания международной системы маркировки алмазов.
Сама Россия еще с июня прошлого года тестирует новую систему маркировки металлов и драгоценных камней. В ее рамках каждое ювелирное изделие должно получить специальную бирку с QR-кодом, по которому покупатели с помощью смартфона смогут определить, что это за продукт, из какого сырья он изготовлен и где именно произведен.
В тему
В работе КП принимают участие и крупнейшие отраслевые организации и объединения. Например, представители ТНК «Де Бирс» — в составе делегации от Всемирного алмазного совета; АК «Алроса» («Алмазы России-Саха») — в составе делегации от России. «Алроса» добывает 95% всех алмазов России, доля компании в мировом объеме добычи алмазов составляет 27%. В 2017 году предприятия группы «Алроса» добыли 39,6 млн карат алмазов; объем продаж алмазного сырья составил 41,2 млн карат. Добыча алмазов по итогам первого квартала 2018 года составила 7,4 млн карат, сообщила пресс-служба компании.