Сейчас на МТФ смена поколений. Александр Чайка занялся растениеводством, а фермой предоставил руководить дочери Татьяне. По образованию она бухгалтер-аудитор, но за пару лет самостоятельной работы, пожалуй, стала специалистом-животноводом широкого профиля.
По словам Чайки-дочери, зимовка скота на ферме проходит благополучно благодаря теплой зиме. Коровки благоденствуют: никаких температурных стрессов. Кормов, что удалось заготовить и закупить, должно хватить до апреля.
Татьяна подсчитала: чтобы полностью обеспечить на год одну дойную корову достаточным количеством кормов, необходимо 1,3 гектара земли. Фуражных коров в хозяйстве 150 голов. КФХ Чайки предприятие малоземельное и выделить нужное количество на каждую буренку возможности не имеет.
— Выкручиваемся как можем. Например, помогаем соседу ООО «Садовод» выкорчевывать старые посадки, а за это получаем в аренду участки земли под выращивание кормовых растений, — делится Татьяна Чайка.
Но самая большая проблема, по ее словам, кадры. Недавно удалось переманить на ферму молодого ветврача Александра Яценко. На специалиста здесь не нарадуются. Животных любит, врач прекрасный. Но это вложение в будущее предприятия пока единственное. Не хватает буквально всех — трактористов, скотников, доярок и так далее. Пенсионеры, начинавшие еще в советские времена, уходят, а молодежь не удается заманить на ферму никакими посулами.
— Все оттого что профессии эти стали считаться непрестижными. Родительскую фразу «Не учишься — пойдешь в доярки или трактористы» наши дети стали воспринимать как угрозу и обещание не совсем благоприятного будущего. А ведь зря. Работа эта неплохо оплачивается. Доярка, например, от которой требуется лишь прийти на работу вовремя, отработать как полагается, а также доложить специалисту, как чувствует себя буренка, нет ли у нее признаков мастита, получает от 1200 рублей в день. И никто не обязывает ее делать больше, чем надо. Однако хорошую доярку днем с огнем не найти! — сетует Татьяна Чайка.
Частично выручают трудовые мигранты из Средней Азии. Обходятся они предприятию гораздо дороже, чем местные жители, ведь надо легализовать каждого, оформить документы… Но, в отличии от «тутошних», выходцы из бывших республик СССР обладают желанием работать и зарабатывать. Отсутствие подготовленных кадров Татьяна Чайка называет чуть ли не главным сдерживающим фактором развития животноводческой отрасли. И готова сама хоть сейчас организовать на своей ферме школу по подготовке доярок, скотников и прочих специалистов.
Недавно, рассказывает, она была на семинаре животноводов, который проводился на базе молочно-товарной фермы КФХ Юрия Ильченко из Динского района. Хозяйство понравилось простотой. Нет новомодных компьютеризированных чипов на животных, и ферма там еще советской постройки, но животные имеют возможность круглый год находиться на открытом воздухе на сухих базах, пить теплую воду, есть вдоволь. Ну и, соответственно, доятся динские коровки айширской породы просто прекрасно. Не чета чайкинским голштинкам, дающим в день всего 2,8 тонны молока, без малого по 20 кг на голову.
— Мы тоже потихоньку обустраиваемся, но средств довести все до ума не хватает. Приходится только мечтать. Буквально недавно мои детки спрашивают, что бы я сделала с крупным выигрышем в лотерею. А я им на полном серьезе стала перечислять: сделала бы новый сухой баз на ферме, приобрела коров айширской породы, оборудование для переработки молока… Вот как-то так, — смеется Татьяна.
Фото Архипа Ларченко — молодой специалист ветврач Александр Яценко с будущей рекордсменкой по надоям телочкой по кличке Куба