Впервые нынешним девятиклассникам предстоит пройти новое испытание — итоговое собеседование по русскому языку. В прошлом году оно было пробным, теперь — обязательное.
Собеседование по русскому языку — допуск для девятиклассников к предстоящей государственной итоговой аттестации. Назначено оно на 13 февраля. Те, кто не пройдет экзамен, смогут реабилитироваться в дополнительные дни. Так как все новое вызывает много вопросов, министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края 25 января организовало краевую акцию «Итоговое собеседование по русскому языку для родителей».
В Тимашевском районе она прошла на базе школы № 19. Родители учеников 9-х классов попробовали сдать устный экзамен по русскому, к которому сейчас готовятся их дети, чтобы изнутри увидеть, что собой представляет испытание, и помогли ребятам на него настроиться. В числе родителей была и автор этих строк. Поделюсь впечатлениями.
После вводной лекции о том, что будут делать дети с того момента, как переступят порог школы, и до того, как войдут в экзаменационную аудиторию, мы поделились на две группы и пошли тестироваться. Суть испытания, которое состоит из четырех этапов, в следующем: ученик получает листок с текстом. В течение двух минут готовится, затем читает его вслух в присутствии эксперта — учителя русского языка и литературы, который ведет протокол и аудиозапись. Теперь этот текст надо пересказать, для чего вновь можно подготовиться в течение двух минут.
Третий этап — составление связанного рассказа по предложенным темам либо по картинке. Монолог девятиклассника должен состоять не менее, чем из 10 предложений. Заключительный этап — диалог с учителем, ответы на задаваемые им вопросы. Получить в результате можно «зачет» или «незачет», последний грозит, если экзаменуемый набрал менее 10 баллов. Максимальное же их количество — 19.
На первый взгляд, ничего сложного. Однако родители, которые попробовали себя в роли экзаменующихся, утверждают, что не все так просто. Во-первых, без навыка чтения вслух неизбежны «спотыкания», глотания окончаний, неправильные ударения слов и склонения числительных. К тому же интонация должна совпадать с пунктуацией. Во-вторых, для хорошего пересказа текста нужна либо цепкая, либо тренированная память. Например, на акции был предложен небольшой рассказ о русском географе Петре Кропоткине. За короткий промежуток времени запомнить основные вехи его жизни, достижения довольно сложно, признались родители. К слову, учителя тоже подтвердили, что пересказ — самое трудновыполнимое для учеников задание в итоговом собеседовании по русскому языку. Главное, упомянуть все микротемы текста.
Третий этап — монолог — требует определенных речевых навыков, умение построить свою мысль и правильно донести ее до собеседника. Поэтому учителя советуют родителям помочь своему выпускнику подготовиться к собеседованию. Для этого главное общение: обсуждайте прочитанное, просмотренное, спрашивайте своего ребенка обо всем. Любой разговор поможет развить его эмоциональную и речевую сферу. А ученикам нужно периодически читать газеты и журналы, прослушивать теле — и радионовости, анализировать речь, интонацию, темп ведущих. Хорошо бы взять за привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика и поделиться тем, что вызвало интерес. Педагоги также советуют при подготовке домашнего задания рассказывать вслух текст параграфа. Тогда итоговое собеседование по русскому языку не станет для девятиклассников трудным испытанием.
Устный экзамен по русскому теперь обязательный — как его сдать
Родители 9-классников сдали устный экзамен по русскому, к которому сейчас готовятся их дети, дабы испытать на себе, что он собой представляет. В числе родителей была и автор этих строк.