Впервые нынешним девятиклассникам предстоит пройти новое испытание — итоговое собеседование по русскому языку. В прошлом году оно было пробным, теперь — обязательное.
Собеседование по русскому языку — допуск для девятиклассников к предстоящей государственной итоговой аттестации. Назначено оно на 13 февраля. Те, кто не пройдет экзамен, смогут реабилитироваться в дополнительные дни. Так как все новое вызывает много вопросов, министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края 25 января организовало краевую акцию «Итоговое собеседование по русскому языку для родителей».
В Тимашевском районе она прошла на базе школы № 19. Родители учеников 9-х классов попробовали сдать устный экзамен по русскому, к которому сейчас готовятся их дети, чтобы изнутри увидеть, что собой представляет испытание, и помогли ребятам на него настроиться. В числе родителей была и автор этих строк. Поделюсь впечатлениями.
После вводной лекции о том, что будут делать дети с того момента, как переступят порог школы, и до того, как войдут в экзаменационную аудиторию, мы поделились на две группы и пошли тестироваться. Суть испытания, которое состоит из четырех этапов, в следующем: ученик получает листок с текстом. В течение двух минут готовится, затем читает его вслух в присутствии эксперта — учителя русского языка и литературы, который ведет протокол и аудиозапись. Теперь этот текст надо пересказать, для чего вновь можно подготовиться в течение двух минут.
Третий этап — составление связанного рассказа по предложенным темам либо по картинке. Монолог девятиклассника должен состоять не менее, чем из 10 предложений. Заключительный этап — диалог с учителем, ответы на задаваемые им вопросы. Получить в результате можно «зачет» или «незачет», последний грозит, если экзаменуемый набрал менее 10 баллов. Максимальное же их количество — 19.
На первый взгляд, ничего сложного. Однако родители, которые попробовали себя в роли экзаменующихся, утверждают, что не все так просто. Во-первых, без навыка чтения вслух неизбежны «спотыкания», глотания окончаний, неправильные ударения слов и склонения числительных. К тому же интонация должна совпадать с пунктуацией. Во-вторых, для хорошего пересказа текста нужна либо цепкая, либо тренированная память. Например, на акции был предложен небольшой рассказ о русском географе Петре Кропоткине. За короткий промежуток времени запомнить основные вехи его жизни, достижения довольно сложно, признались родители. К слову, учителя тоже подтвердили, что пересказ — самое трудновыполнимое для учеников задание в итоговом собеседовании по русскому языку. Главное, упомянуть все микротемы текста.
Третий этап — монолог — требует определенных речевых навыков, умение построить свою мысль и правильно донести ее до собеседника. Поэтому учителя советуют родителям помочь своему выпускнику подготовиться к собеседованию. Для этого главное общение: обсуждайте прочитанное, просмотренное, спрашивайте своего ребенка обо всем. Любой разговор поможет развить его эмоциональную и речевую сферу. А ученикам нужно периодически читать газеты и журналы, прослушивать теле — и радионовости, анализировать речь, интонацию, темп ведущих. Хорошо бы взять за привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика и поделиться тем, что вызвало интерес. Педагоги также советуют при подготовке домашнего задания рассказывать вслух текст параграфа. Тогда итоговое собеседование по русскому языку не станет для девятиклассников трудным испытанием.