Как больно… К сожалению, на серьезный разговор о внутренней ситуации в шоу-бизнесе, о его жестоких правилах отважились лишь некоторые солидные интернет-издания, но ни один ТВ-канал. Королева русского хард-рока Ольга Кормухина, человек прямолинейный и самодостаточный, главной причиной раннего ухода Юлии Началовой назвала «наш гребаный шоу-бизнес», а следом — «однобокость и невысокий уровень российской медицины». Кажется, действительно, музыкальное начальство не было готово к такой ажиатации со стороны поклонников певицы и СМИшников. Случившееся с Юлей показывает, как далеки от народа вкусы наших шоу-бизнесменов.Не пустили на «Евровидение», после рождения дочери место ведущей популярной субботней программы оказалось занято, все сложно было с записями дисков, личная жизнь навернулась раз, другой, третий… Что толку стенать сейчас?! — Юлю не вернуть. Почему лично меня трагический уход певицы тронул так сильно? Особой поклонницей звезды не была, хотя всегда просматривала новинки, которые выставляла у себя на страничке ее мама — Таисия Николаевна Началова, в девичестве Мацко. И моя одноклассница. В этой горестной ситуации я больше думаю о ней: пережить собственное дитя — да за какие такие грехи??!!
Артистка, спортсменкаУчились мы с Таей в одном классе средней школы № 1 славного города Апшеронска, да и жили по соседству. Тая была душой класса. Артистка, певица, спортсменка. У Таи приятное сопрано, ей хорошо удавались народные и современные на то время песни. Она и солировала, и пела в ансамбле.Тая играла за школьные команды по гандболу и баскетболу, но сделать приличную спортивную карьеру не дал ее невысокий рост. В Тае было и остается одно прекрасное качество — ровное и сердечное отношение к людям. По школе помню, как ее к себе переманивали разные девчоночьи группировки. Это было время подросткового максимализма, когда одновременно несколько красоток в классе мечтают стать лидершами: сегодня мы дружим против Маши, завтра против Вали… Тае чужды были всякого рода интриги, и по прошествии времени, уже став знаменитой мамой звезды и переехав в столицу, она так же сердечно общалась с земляками — апшеронцами, воронежцами… К Тае тянулись и обиженные, и те, кто мечтал повелевать умами и сердцами в масштабах одного класса и даже школьной параллели. Помню, собирались мы после 9-го класса в поход через перевал Семашко прямиком к морю. Последние школьные каникулы, романтика дороги, костра, ночевки в палатках и приютах. Пойти в поход мечтали многие, физрук отбирал придирчиво. Меня, совсем неспортивную, брать не хотел, да и мама моя была категорически против. Тая вступилась. Не знаю, какие она там слова говорила, но меня взяли, дала свое согласие и мама! А я выдержала дорогу и даже заслужила от сурового физрука похвалу. Самые интересные мальчики мечтали с Таей Мацко, как тогда говорили, ходить, т.е. встречаться. Но как-то не случилось у нее школьной взаимной любви. Да и когда? — надо выучить с девчонками новую песню к школьному вечеру, не пропустить тренировку в спортзале, подготовиться к классному часу. И уроки, уроки! Тая была отличницей, хорошисткой, у нее каллиграфический почерк — сейчас так красиво уже не пишут. В том нашем небогатом детстве я не помню, чтобы Тая была обладательницей каких-то особенных туфель, блузок и юбок, что во все времена считается престижным и сулит признание. Дети торговых работников были куда наряднее, но спорить в популярности и как бы сейчас сказали, узнаваемости с Таисией Мацко им было не под силу.
Домашние концерты Двор двухэтажного «райкомовского» дома, где жила семья Таи Мацко, был в то время заполнен детворой. Восемь квартир — это значит как минимум 16 девочек и мальчиков, да еще приходили с соседних улиц. Среди приходящих была и я. Летние каникулы, если мы не в пионерском лагере, — это бесконечные подготовки к спектаклям и концертам. Тая Мацко была у нас главной артисткой. Ставили сказки, сценки из школьной программы. Прочитаем книгу «из списка на лето», и вот вам спектакль. Сочиняли и сами. Нам нравилось все старинное — чтобы длинные платья, веера, губы накрасить. Все это тащилось из дома, иногда даже без разрешения. А что делать?! Зрители — наши мамы и папы, бабушки-дедушки — ждали во дворе и торопили артисток аплодисментами. Рядом, в сарайках, кудахтали куры, беспокоились петухи, надо было отыграть спектакль в промежутке между спадающей жарой и наступлением темноты, получить от зрителя свое законное угощение, отнести реквизит домой и устроиться на заборе для просмотра кино. Рядом находился летний кинотеатр и прекрасно была видна большая часть экрана. Мама Таи работала на складе ПДО «Апшеронск», папа инструктором райкома, затем директором завода «Музлесдрев» (предприятие выпускало детали для музыкальных инструментов — надо же, только сейчас подумала, как все в мире переплетено!), потом в Апшеронском леспромхозе диспетчером. Пел ли Николай Иванович, не знаю, не слышала, а вот мама Вера тянула народные песни как заправская солистка хора имени Пятницкого. Вообще двор этого дома был даже для тех времен на редкость дружным, хлебосольным, уютным для нас, детей. Общие застолья, концерты, игры. Хватало и горя с несчастьями, их переживали вместе.
В Воронеж!Я давно знала, что пойду учиться на факультет романо-германской филологии, мечтала о работе переводчика. Тая металась: куда, куда?! Родители убедили идти в лесотехнический, в Воронеж. Каждого покидающего родной город одноклассника мы обязательно ходили провожать. Настала очередь Таисии. Она улетала местным «кукурузником» до Краснодара: самолетик крутит свой пропеллер, зеленая трава волнуется морем, из крохотного круглого окошка машет Тая. Она летит навстречу своей судьбе в Воронеж. Там она станет солисткой студенческого ансамбля народной песни и танца, будет гастролировать по странам социалистического Содружества, встретит Виктора Началова, выйдет за него замуж и родится у них дочка Юля. Папа будет учить малышку правильно распеваться, тянуть звук, проделывать разные штуки с голосом, расширяя его диапазон. И для этих ежедневных уроков не будет перерыва даже в гостях у бабушки Веры. Из открытого окна райкомовского дома в Апшеронске будет слышен голос будущей звезды Юлии Началовой. Сюда она будет приезжать после побед в конкурсах и просто повидать родных. Так же, как и мама Тая, будет собирать во дворе сверстников и ставить концерты. А Тая ради дочери пожертвует своей сценической карьерой и станет для нее просто Мамой.
Фото Алексея Чамчева, редактора Туапсинской районной газеты «Черноморье сегодня». Алексей работал в газете «Апшеронский рабочий» и первым брал интервью у Юлии Началовой после победы в «Утренней звезде». Семьи Чамчевых и Началовых связывала многолетняя дружба.
На фото:
1) У бабушки Веры в квартире собрались соседи. 1-я слева в верхнем ряду бабушка Вера, мама Тая 3-я слева, Юлия сидит в центре. Все еще живы!2). Юле 15 лет. 31 января 1995 года. С дарственной надписью семье Чамчевых;3). Юля с мамой. Любительский снимок.