— Насчет медработника это вы в точку, — призналась в процессе разговора Екатерина Михайловна. — Прежде чем стать цыплячьей мамой, я 20 лет проработала в здравоохранении, была фельдшером на скорой, затем ветврачом на тимашевской птицефабрике, ветконсультантом. Но самый главный поворот, считаю, произошел в моей жизни, когда по приглашению гендиректора ЗАО «Премикс» Анатолия Солдатова я попала на роговскую инкубаторную станцию, — рассказывает Борисова.
Начинали с нуля
Станция в июле 2005 года из муниципальной перешла в частную собственность, называться стала Роговская ИПС «Премикс». Директором была Татьяна Солдатова, а Екатерина Михайловна сначала оказывала услуги в качестве ветконсультанта, затем по приглашению владельца перешла в штат.
— Как станция выглядела в 2005-м, — рассказывает Борисова, — словами не описать. Скрести и красить смысла не было. Начали с того, что пригласили из Ростова строителей и приступили к капремонту и реконструкции здания. Следующим шагом стала отладка компьютерного оборудования. На тимашевской птицефабрике я прошла хорошую школу современных технологий выращивания бройлеров. Но когда попробовала внедрить эти новшества на нашей станции, то первой реакцией работников стал шок. Ну не привыкли они работать по-другому! Потихоньку преодолели и это.
Очередным этапом на станции стала пробная закладка яиц на инкубацию. Цыплята вывелись, но девать их поначалу было некуда. Ведь главной проблемой роговской станции стала потеря деловой репутации. Цыплята, выведенные на прежней ИПС, обычно крепким здоровьем не отличались: гибли тысячами. Бывшие клиенты жаловались, накладывали рекламации, а потом и вовсе прекратили сотрудничество. Поэтому, по словам Борисовой, когда стали ездить по птицефабрикам и предлагать свои услуги, то их чуть ли не пинками провожали, едва услышав, кто приехал и откуда. Сотрудничать отказывались категорически, не помогали даже доводы, что от прежней станции осталось только название.
Отродясь не видела
Возрождение роговской ИПС началось с выполнения частных заказов населения. Чтобы получить цыплят крепких и здоровых, старались находить и закладывать на инкубацию только отборные, проверенные яйца. Вскоре, вспоминает Екатерина Михайловна, сначала роговчане, а потом и другие жители Тимашевского района с удовольствием стали покупать суточных крох-бройлеров из Роговской.
— Пожалуй, никогда не забуду одну пожилую роговчанку, которая пришла на станцию с благодарностями. За всю жизнь, говорила бабуля, такого не видела, чтобы цыплак до девяти килограммов дошел. Бабушка даже секретами откорма поделилась: давать не комбикорм, а «свежую травку, свеколку, тыковку да картошку», — смеясь рассказывает Борисова.
Ради клиента
Постепенно с роговской ИПС стали заключать контракты небольшие частные птицефабрики. Сейчас в постоянных клиентах станции предприятия и большие, как, например, Натухаевская птицефабрика в Новороссийске, и малые, как ИП Коровко из Динского района.Работают птицеводы в основном по краю, но вот яйца привозят исключительно из мордовского Саранска, причем бройлеров отечественной породы. Раньше пробовали брать подешевле и поближе, но зареклись, когда стали терять цыплят тысячами. В Мордовии же клиент давний, испытанный, который абы что подсовывать не станет.А вообще, рассказывает Екатерина Борисова, инкубатор подстраивается под все запросы клиентов. Они народ требовательный, словам не верят, и прежде чем заключить договор, запросто могут приехать в Роговскую, проверить все цеха, помещения и даже попросить справку о том, какие именно обследования проходит персонал станции. Недавно один из клиентов большой заказ предварил требованием провести вакцинацию цыплят специальным французским препаратом. Причем сделать ее дважды. Роговчане все требования выполнили в точности. Именно с подачи клиентов роговская ИПС перестала инкубировать яйца водоплавающей птицы, индюшиные. У них свои болячки, у кур — свои. Бороться легче с чем-то одним, справедливо считает директор.
От шести до восьми миллионов
Настолько ежегодно увеличивает размер птицепоголовья в крае роговской инкубатор. В планах у директора это количество увеличить. Для этого построить несколько цехов, завезти оборудование новое, современное. Дело за малым, шутит Борисова, стоит только начать и закончить. Однако один фундамент под цех на станции уже имеется, а значит, будет и другое.Директор так любит свое дело, что смогла заразить общей идеей весь коллектив. Даже сына уговорила. Александр окончил морскую академию, стал судовым инженером. Но как-то пять лет назад приехал после практики помочь маме в Роговскую и… остался.А недавно в жизни семьи Борисовых произошло знаменательное событие. Из наемных работников они превратились во владельцев роговской ИПС. Начали с того, что, расплатившись с ЗАО «Премикс», взяли кредит и купили первую специализированную машину для перевозки цыплят и яиц.
— Расти ведь надо, вот и начали с машины, — делится Борисова.
Секреты выращивания 9-килограммовых бройлеров знают в Роговской
У директора роговской инкубаторной птицеводческой станции Екатерины Борисовой вид и взгляд опытного медработника. Еще бы, ведь на ней огромная ответственность за здоровье ее подопечных — десятков тысяч цыплят бройлеров.