Но когда этот уровень снижается так, что при желании можно не одну сотню метров пешком пройтись по руслу, как это, например, происходит сейчас в районе станицы Роговской, то невольно охватывает чувство тревоги за наше будущее. Корреспондент «ЗТ» попробовал разобраться в причинах…
Река просит воды
Кирпили, по российским меркам, невелика. Ее протяженность чуть более 200 км, площадь водного бассейна — свыше двух миллионов квадратных километров. Прежде чем впасть в Кирпильский лиман на Азове, она проходит по территории пяти районов. И для каждого ее воды имеют серьезное экономическое значение.
Как и все степные реки Кубани, Кирпили подпитывается от атмосферных осадков и грунтовых вод. Климат меняется, становится жарче и суше, выпадает все меньше осадков. Не скажу за все остальные районы, но, по данным отдела по делам ГОиЧС райадминистрации, над Тимашевским районом в 2018 году выпало чуть более 454 мм осадков, или 70 процентов годовой нормы, в этом году их тоже пока было меньше нормы. Что касается грунтовой подпитки, то она из-за заиливания реки почти сошла на нет. Вот что рассказал «ЗТ» тимашевец Алексей Скоромный, ведущий наблюдение за Кирпилями с 1952 года.
— В те годы по берегу в районе райвоенкомата в реку впадало не менее десятка родников с чистейшей водой. Да и лед зимой был такой, что гвоздь на дне разглядеть можно было. Река текла, хоть сток местами регулировался, но дамб было гораздо меньше…
Человеческий фактор
По данным за 2015 год, что удалось найти в свободном доступе, на всем протяжении Кирпилей — более 350 дамб и гидросооружений. Появились они давно, однако наибольшее количество было возведено в 70-е годы прошлого столетия, когда чуть ли не каждый колхоз перегораживал реку плотиной, чтобы поднять уровень воды для орошения своих огородов и полей.
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:»56091″,»width»:240,»height»:137,»alt»:»»}]]
Получился целый каскад прудов, которые вместе с определенными благами принесли и немалые беды. Увеличилось испарение, течение замедлилось, река стала интенсивно заиливаться, зарастать камышом и рогозом, которые местами занимают до 80 процентов водной глади. По некоторым оценкам, почерпнутым из исследований, сделанных Азово-Черноморским филиалом ФГБНУ «ВНИРО» (АзНИИРХ), глубина ила в степных речках Кубани может составлять от 1 до 5 метров. Так как эти реки протекают в основном в густонаселенной местности, их воды активно используются для орошения, рекреации, водоснабжения и водоотведения. В условиях малой проточности быстро накапливаются органические вещества, вызывая процесс эвтрофирования (насыщение биогенными элементами) вод. Избыточное поступление органики не менее опасно, чем токсическое загрязнение. Когда содержание в воде фосфора, азота, калия превышает критический уровень, массовое развитие получают планктонные сине-зеленые водоросли и сапрофитные бактерии (в том числе болезнетворные), существенно обостряя эпидемиологическую обстановку на водных объектах.
Общая проблема
Обмеление Кирпилей происходит не только в границах 70 км, что приходится на наш район. Озабоченность снижением уровня реки уже выразили главы остальных четырех муниципальных образований, через территории которых текут Кирпили.Более того, Интернет полон сообщениями за разные годы о том, как постепенно мелеют Ея, Челбас, Бейсуг, Понура, Сенгели, Ясени, Албаши. Что указывает на общность проблем степных рек Кубани. Причины проблем все те же.
Старожилы указывают на возможность цикличности процесса обмеления степных рек. Кто говорит о 25-летнем, кто о 45-летнем цикле, однако достоверных научных источников найти не удалось.
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:»56092″,»width»:240,»height»:160,»alt»:»»}]]
Что делать?
В первую очередь, считают специалисты Азово-Черноморского филиала ФГБНУ «ВНИРО» (АзНИИРХ), надо: произвести паспортизацию плотин (дамб) и определить целесообразность их установки; прекратить сброс в реки сточных бытовых вод населенных пунктов без их предварительной очистки; провести дноуглубительные работы на наиболее заиленных участках водотоков; осуществить расчистку русел рек от лишних зарослей водной растительности; провести высадку лесонасаждений вдоль берегов; строго контролировать распашку земель в водоохранных зонах.Однако указанные мероприятия требуют серьезных материальных затрат и вряд ли могут быть реализованы силами одного только района.
Тем не менее, как рассказал «ЗТ» замглавы района Алексей Мелихов, руководство, разделяя беспокойство жителей, предпринимает в рамках своих полномочий определенные шаги. В июне 2017 году муниципалитет отправил в краевое министерство природы пакет документов, обосновывающих включение Кирпилей в краевую программу «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства». Это позволило бы профинансировать работы по очистке водоема, чтобы избежать полного обмеления. Был получен отказ с разъяснением, что данной программой мероприятия по экологической реабилитации водных объектов не предусмотрены.
В сентябре этого года подробная пояснительная заявка с приложенными к ней фотоматериалами, актом комиссионного обследования Кирпилей, картографическими материалами и анализами воды отправлена в минприроды Краснодарского края повторно. Сейчас заявка находится на рассмотрении.
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:»56093″,»width»:240,»height»:160,»alt»:»»}]]
Помочь может каждый
Пока чиновники рассматривают и изыскивают финансовые резервы, начать программу помощи Кирпилям на первом этапе в силах каждого тимашевца. Для начала стоит организовать сбор мусора по берегам. Стекла и пластика там скопилось столько, что возить не перевозить. И, конечно, не захламлять речку снова. А еще строго наказывать тех, кто слов не понимает.
Фото Архипа Ларченко