Как большинство моих сверстников, довольно поздно пришедших к вере и крестившихся уже в очень сознательном возрасте, я оказалась на Михайло-Архангельских чтениях по работе, внутренне настраиваясь на то, что будет скучно и непонятно. Как же я ошибалась… Зачем нам эти Чтения? Об этом в своем приветственном слове сказала Галина Золина, вице-губернатор. Она оттолкнулась от выставки «Русь Православная. Романовы. 400 лет», открывшейся в Москве и ставшей сенсацией. На нее пишутся в очередь города всей страны! В Краснодаре она тоже может появиться, но ненадолго. Вдохновителем выставки стала Русская Православная Церковь, а исполнителем архимандрит Тихон (Шевкунов). Тот самый, что написал книгу «Несвятые святые». Ощущение от выставки у вице-губернатора, педагога-историка по образованию, такое: когда-то у тебя что-то украли, а теперь вернули. Степан Разин, Емельян Пугачев, декабристы, цари-императоры… Документы и факты рассказывают о том, кто кем был на самом деле. Мы знали об отношении Европы и России то, что нам разрешалось знать. Выставка, демонстрирующая минимум артефактов в натуре, в своем интерактивном исполнении дает возможность понять главное: Россия была великим государством, а роль ее правителей в истории не ограничивается только известностью Петра I. Зачем, например, Александр II отдал Аляску? — Чтобы выплатить помещикам компенсации за землю и покончить с крепостным правом, продал, чтобы освободить народ и дать ему землю! Это были необжитые территории, которые страна не могла ни охранять, ни содержать. Да, навязывание стереотипов, чувство вины и неполноценности на протяжении столетий сопровождают русский народ. Выставка развенчивает эти мифы и показывает, какой огромный пласт в мировой сокровищнице занимают русское православие и русская культура. Нынче особенно обострилась борьба за души наших детей. Европейский комиссар по правам ребенка открыто упрекает нас за то, что мы пичкаем детей русскими народными сказками. Нам насаждают ювенальную юстицию, толерантность к однополым бракам, другие мнимые гуманно-демократические ценности. Все это чуждо русской душе, и надо защищать себя и свою нацию. Вот для чего нужны эти Чтения, такие выставки, православная вера. Печальник* земли русской Печальником называют преподобного Сергия Радонежского, которому и посвящены Чтения. Его 700-летие отмечается в этом году. По большому счету, он недооценен в нашей истории. Это был не какой-то мифический святой, а на самом деле живший в XIV веке очень авторитетный церковный и общественный деятель, канонизированный после смерти. Именно Сергий Радонежский способствовал объединению русских княжеств в единое государство. Недаром Дмитрий Донской приехал к нему за благословением перед Куликовской битвой и получил в поддержку двух монахов-схимников Осляблю и Пересвета, бывших бояр и отличных воинов. Недаром говорят: на Куликово поле пришли разрозненные княжества, а с него уходило молодое, но уже единое Русское государство. Тихим голосом преподобный мог убедить разбушевавшихся князей, а святость и благочестие притягивали к нему иноков со всей Руси, помогли ему основать Троице-Сергиеву пустынь в нынешнем Сергиевом Посаде. Как заметил протоиерей Сергий (Рыбкин), настоятель храма в Красноармейском районе, чтобы ощутить себя русским, надо обязательно побывать на поле Куликовом, в Великом Новогороде и Троице-Сергиевой лавре. Не трогайте зло, созидайте добро! Фонтан идей и размышлений вслух выплеснул в аудиторию ученый богослов со множеством званий и регалий Андрей Остапенко, учитель физики в станичной школе, как он сам себя представил. Он озвучил то, что видим мы все: в России нет воспитательной концепции. От воспитания всесторонне развитой личности при Советах мы шагнули к формированию либералов-индивидуалистов-лидеров. И теперь ужаснулись тому, что получается на выходе: все лидеры, а гвоздь забить некому! Церковь недаром криком кричит о Спасении. Спасение — это совместное пасение, сбережение душ. И прежде всего — душ наших детей. — Крыша едет, дом стоит! — то и дело восклицал богослов. Зачем мы профилактируем пороки? Надо не разрушать зло, а созидать добро! Все эти «Антинарко» и прочие программы показывают: грех приятен и легок в усвоении. Зачем мы проводим рейтинги школ, учителей? Этим разжигается самомнение одних и унижается достоинство других! Должна быть единственная задача у православного учительства — совместное пасение детей! И все. Коллективизм, соборность и толерантность — это Лебедь, Рак и Щука. Благодать монашества Что мы знаем о монашестве? Ходят хмурые дядьки и неулыбчивые тетки в черных одеждах, что-то там делают. Помню, как трудно шло строительство Свято-Духова мужского монастыря в Тимашевске, как недобро поначалу воспринималось общественностью возрождение Марие-Магдалинской женской обители в Роговской: у-у-у землю скупают, забором огораживаются. Ябедничали, обсуждали, что долго и строго службы идут, куличи на Пасху быстро не освящают, женщины серчали на то, что их в коротких юбках и открытых платьях не пускают в храм… Было такое? Было! Игумения Тавифа (Зоро), настоятельница женского монастыря равноапостольной Марии Магдалины в Роговской, слегка приподняла завесу сокровенности монашеского подвига. В мирской среде принято думать, что в женский монастырь уходят от несчастья, это неправда, считает матушка Тавифа. Немало женщин Руси были канонизированы за молитвенные подвиги и благочестивые дела, за приверженность православной вере. Сама игумения 20 лет как приняла постриг и на несчастную не похожа. Но о кризисе в институте монашества говорит с тревогой: ослаб приток послушниц в женские монастыри, есть такие, что приходят, уходят и опять возвращаются. Не в каждой обители есть старец, который мог бы помочь мятущейся душе. И старчество, как явление Русской Православной Церкви, исчезает, об этом пишет архимандрит Тихон в «Несвятых святых». Последние старцы — те, что пережили в сталинское время гонения, пытки, ссылки, но сохранили веру и укрепили силу своей молитвы; те красные командиры, что чудом выжили на войне, уверовали и ушли в монастыри — благодаря им многие церкви удалось отвоевать в хрущевскую эпоху. …Монах по-гречески — «один», монашество дается человеку как благодать наряду с крещением и покаянием. В восьмой заповеди Христа так говорится о монашестве: «Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное». Разбалованный мирскими искушениями современник не торопится в лоно Церкви. Да, грех приятен и легок в усвоении, а Молитва требует многих духовных трудов и физических ограничений. Заметки свои хочу закончить прямой речью известного уже нам архимандрита Тихона (Шевкунова): — Жизнь Церкви необычайно радостна. Если мы теряем эту радость и это счастие пребывания с Богом — значит, что-то в нас сломалось, потухло, испортилось, и надо принимать какие-то меры. ________________ *Печальник, печаловаться (с церковнославянского) — защищать, заботиться, спасать Как большинство моих сверстников, довольно поздно пришедших к вере и крестившихся уже в очень сознательном возрасте, я оказалась на Михайло-Архангельских чтениях по работе, внутренне настраиваясь на то, что будет скучно и непонятно. Как же я ошибалась… Зачем нам эти Чтения? Об этом в своем приветственном слове сказала Галина Золина, вице-губернатор. Она оттолкнулась от выставки «Русь Православная. Романовы. 400 лет», открывшейся в Москве и ставшей сенсацией. На нее пишутся в очередь города всей страны! В Краснодаре она тоже может появиться, но ненадолго. Вдохновителем выставки стала Русская Православная Церковь, а исполнителем архимандрит Тихон (Шевкунов). Тот самый, что написал книгу «Несвятые святые». Ощущение от выставки у вице-губернатора, педагога-историка по образованию, такое: когда-то у тебя что-то украли, а теперь вернули. Степан Разин, Емельян Пугачев, декабристы, цари-императоры… Документы и факты рассказывают о том, кто кем был на самом деле.  Мы знали об отношении Европы и России то, что нам разрешалось знать. Выставка, демонстрирующая минимум артефактов в натуре, в своем интерактивном исполнении дает возможность понять главное: Россия была великим государством, а роль ее правителей в истории не ограничивается только известностью Петра I. Зачем, например, Александр II отдал Аляску? — Чтобы выплатить помещикам компенсации за землю и покончить с крепостным правом, продал, чтобы освободить народ и дать ему землю! Это были необжитые территории, которые страна не могла ни охранять, ни содержать.   Да, навязывание стереотипов, чувство вины и неполноценности на протяжении столетий сопровождают русский народ. Выставка развенчивает эти мифы и показывает, какой огромный пласт в мировой сокровищнице занимают русское православие и русская культура. Нынче особенно обострилась борьба за души наших детей. Европейский комиссар по правам ребенка открыто упрекает нас за то, что мы пичкаем детей русскими народными сказками. Нам насаждают ювенальную юстицию, толерантность к однополым бракам, другие мнимые гуманно-демократические ценности. Все это чуждо русской душе, и надо защищать себя и свою нацию. Вот для чего нужны эти Чтения, такие выставки, православная вера. Печальник* земли русской Печальником называют преподобного Сергия Радонежского, которому и посвящены Чтения. Его 700-летие отмечается в этом году. По большому счету, он недооценен в нашей истории. Это был не какой-то мифический святой, а на самом деле живший в XIV веке очень авторитетный церковный и общественный деятель, канонизированный после смерти. Именно Сергий Радонежский способствовал объединению русских княжеств в единое государство. Недаром Дмитрий Донской приехал к нему за благословением перед Куликовской битвой и получил в поддержку двух монахов-схимников Осляблю и Пересвета, бывших бояр и отличных воинов. Недаром говорят: на Куликово поле пришли разрозненные княжества, а с него уходило молодое, но уже единое Русское государство. Тихим голосом преподобный мог убедить разбушевавшихся князей, а святость и благочестие притягивали к нему иноков со всей Руси, помогли ему основать Троице-Сергиеву пустынь в нынешнем Сергиевом Посаде.   Как заметил протоиерей Сергий (Рыбкин), настоятель храма в Красноармейском районе, чтобы ощутить себя русским, надо обязательно побывать на поле Куликовом, в Великом Новогороде и Троице-Сергиевой лавре. Не трогайте зло, созидайте добро! Фонтан идей и размышлений вслух выплеснул в аудиторию ученый богослов со множеством званий и регалий Андрей Остапенко, учитель физики в станичной школе, как он сам себя представил. Он озвучил то, что видим мы все: в России нет воспитательной концепции. От воспитания всесторонне развитой личности при Советах мы шагнули к формированию либералов-индивидуалистов-лидеров. И теперь ужаснулись тому, что получается на выходе: все лидеры, а гвоздь забить некому! Церковь недаром криком кричит о Спасении. Спасение — это совместное пасение, сбережение душ. И прежде всего — душ наших детей.   — Крыша едет, дом стоит! — то и дело восклицал богослов. Зачем мы профилактируем пороки? Надо не разрушать зло, а созидать добро! Все эти «Антинарко» и прочие программы показывают: грех приятен и легок в усвоении. Зачем мы проводим рейтинги школ, учителей? Этим разжигается самомнение одних и унижается достоинство других! Должна быть единственная задача у православного учительства — совместное пасение детей! И все. Коллективизм, соборность и толерантность — это Лебедь, Рак и Щука. Благодать монашества Что мы знаем о монашестве? Ходят хмурые дядьки и неулыбчивые тетки в черных одеждах, что-то там делают. Помню, как трудно шло строительство Свято-Духова мужского монастыря в Тимашевске, как недобро поначалу воспринималось общественностью возрождение Марие-Магдалинской женской обители в Роговской: у-у-у землю скупают, забором огораживаются. Ябедничали, обсуждали, что долго и строго службы идут, куличи на Пасху быстро не освящают, женщины серчали на то, что их в коротких юбках и открытых платьях не пускают в храм… Было такое? Было! Игумения Тавифа (Зоро), настоятельница женского монастыря равноапостольной Марии Магдалины в Роговской, слегка приподняла завесу сокровенности монашеского подвига. В мирской среде принято думать, что в женский монастырь уходят от несчастья, это неправда, считает матушка Тавифа. Немало женщин Руси были канонизированы за молитвенные подвиги и благочестивые дела, за приверженность православной вере. Сама игумения 20 лет как приняла постриг и на несчастную не похожа. Но о кризисе в институте монашества говорит с тревогой: ослаб приток послушниц в женские монастыри, есть такие, что приходят, уходят и опять возвращаются. Не в каждой обители есть старец, который мог бы помочь мятущейся душе. И старчество, как явление Русской Православной Церкви, исчезает, об этом пишет архимандрит Тихон в «Несвятых святых». Последние старцы — те, что пережили в сталинское время гонения, пытки, ссылки, но сохранили веру и укрепили силу своей молитвы; те красные командиры, что чудом выжили на войне, уверовали и ушли в монастыри — благодаря им многие церкви удалось отвоевать в хрущевскую эпоху. …Монах по-гречески — «один», монашество дается человеку как благодать наряду с крещением и покаянием. В восьмой заповеди Христа так говорится о монашестве: «Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное». Разбалованный мирскими искушениями современник не торопится в лоно Церкви. Да, грех приятен и легок в усвоении, а Молитва требует многих духовных трудов и физических ограничений. Заметки свои хочу закончить прямой речью известного уже нам архимандрита Тихона (Шевкунова): — Жизнь Церкви необычайно радостна. Если мы теряем эту радость и это счастие пребывания с Богом — значит, что-то в нас сломалось, потухло, испортилось, и надо принимать какие-то меры. ________________ *Печальник, печаловаться (с церковнославянского) — защищать, заботиться, спасать