Счастлив тот, кто имеет возможность путешествовать по разным странам, набираться впечатлений, знакомиться с культурой и бытом далеких народов. Но если нет такой возможности, посещайте выставки подобно той, что открылась в музее семьи Степановых. Такие выставки аккумулируют в себе главное, чем живет простой народ. Итак, «Магия узоров» приглашает вас в Юго-Восточную Азию. Что мы знаем об Индонезии, Мьянме (Бирма), Лаосе, Камбодже и Вьетнаме? Очень немного, и вряд ли нам удастся там побывать. И вряд ли мы еще увидим эту коллекцию изделий декоративно-прикладного творчества из собрания московского Государственного музея Востока. Пришедшим на открытие выставки очень повезло, потому что провела экскурсию Наталья Гожева, сотрудник этого музея. О ее титулах чуть позже, а пока посмотрим и послушаем ее рассказ. — Орнаментальная культура Юго-Восточной Азии нашла яркое отражение в таких видах декоративно-прикладного искусства, как художественный текстиль, костюмы, куклы, лаковые панно, оружие, изделия из металла. Мы не случайно назвали выставку «Магия узоров» — украшающие предметы узоры привлекают не только красотой и гармонией форм, но и буквально завораживают магией скрытого в них символико-философского смысла, — таким вступлением Наталья Анатольевна открыла выставку. Здесь 125 экспонатов, больше всего из Индонезии, страны нескольких тысяч крупных и мелких островов, традиционно до сих пор развито ручное ткачество. И если на Руси женщины ткали просто холсты и вышивали их, то жители этого островного государства в вытканные на полотне стилизованные узоры вкладывали определенный смысл в зависимости от того, для чего ткань предназначалась. В геометрических, растительных, животных орнаментах они рассказывали об устройстве Вселенной, своих предках и божествах, загробном мире. Что удивительно, по узорам на одежде индонезийца можно узнать о его социальном статусе, материальном и семейном положении, возрасте, поле и т. д. Это будет почище паспорта! На выставке представилась возможность увидеть знаменитые ткани-батики острова Ява. Этим удивительным искусством увлечены женщины даже высших сословий. Десять тысяч разных узоров присутствует в яванском батиковом искусстве уже несколько столетий! Привлекают внимание кинжалы-крисы необычной формы в виде мифической извивающейся змеи-наги. В них, по яванским преданиям, вселялись духи предков. Их ковали для каждого мальчика в день его инициации. Извивов может быть до 33-х, в экспозиции представлен крис с одиннадцатью. На лаосских предметах ручного ткачества переплетаются мотивы древа жизни, рисового колоса, предков и духов-охранителей, изображены растения, буйволы, кони, мифические драконоподобные змеи-наги, птицы с головами слонов, львы, полуженщины-полуптицы. Можно бесконечно любоваться золотым шитьем, лаковыми плетеными панно, скульптурами, шкатулками бирманских мастеров. Очень интересными показались непривычные для нас куклы знаменитого индонезийского теневого театра ваянг кулит. Легкие ажурные фигурки сделаны, оказывается, из кожи буйвола особой выделки, они прочные, покрыты удивительно тонкой ажурной резьбой. Кукольные спектакли в основном по мотивам древнеиндийских поэм «Рамаяна» и «Махабхарата» могут длиться несколько ночей, а управляет этим теневым миром единственный кукловод. — У кукол-злодеев и демонов, как правило, приземистые тела, большие выпученные глаза и длинные толстые носы, жаль, что не смогли привезти и их, наши «злодеи» почему-то быстрее рассыпаются, — смеется гид Наталья Анатольевна. Что ж, все как в жизни: зло все равно оказывается слабее добра. Куклы театра объемных деревянных марионеток ваянг голек с острова Ява, раскрашенные, в бархате и шелках, нашему глазу более привычны, о характере персонажей также можно узнать по выражению их лиц. Завораживают на выставке лаосские ювелирные изделия из серебра — коллекция небольшая, но каждое хочется рассмотреть подольше: покрытые филигранными узорами женские серьги в виде ритуальных барабанов, бабочек, колье, кольца. Впечатляет массивное колье с эмалью вождя одного из горных племен: летучая мышь на нем — это символ счастья, благополучия и многочисленного потомства, тыква-горлянка означает долголетие, рог носорога — здоровье, золото — богатство и т. д. Никаких тебе бессмысленных побрякушек! Мимо шкатулок для бетеля тоже не пройдешь. Бетель — завернутая в листья этого растения гремучая жевательная смесь из измельченных орехов арековой пальмы, гашеной извести, специй. Жуткая, по словам Натальи Гожевой смесь! Европейцу это не сжевать! Ну а сами серебряные шкатулки в виде тыквы, рыбы, обезьяно-рыбы из «Рамаяны» чудо как хороши и больше подходят для драгоценностей, нежели для бетеля. Но о вкусах, как известно, не спорят. О чем бы еще таком вам рассказать? Лучше сходите на выставку, а потом почитайте об этих странах, интересно. А я пока побеседую с умницей-экскурсоводом Натальей Гожевой, главным научным сотрудником научно-исследовательского отдела искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Государственного музея Востока, кандидатом искусствоведения, заслуженным работником культуры РФ. Она не только куратор выставки, но и ее организатор и вдохновитель. — Наталья Анатольевна, я сражена вашим таким глубоким знанием темы. Откуда эта увлеченность? — Со студенческих лет. В МГУ на отделении искусствоведения удивительные лекции нам читала Елена Владимировна Завадская. Это определило круг моих интересов: я решила писать диплом по Востоку и прошла практику в нашем музее. С тех пор так и работаю в нем, в этом году уже сорок лет как. А к специализации по Юго-Восточной Азии подтолкнул в том числе набор чудесных серебряных тайских украшений, которые привезли мне родители. Вот так все и сложилось. Что касается знаний, то это наша работа, как же можно рассказывать о том, в чем не разбираешься. Мы занимаемся научной, выставочной, собирательской деятельностью, пишем экспертные заключения по предметам, которые пополняют музейные фонды. Занимаемся и пропагандистской работой — как, например, этот просветительский проект нашего музея. — Вы раньше на Кубани бывали? — Да, в прошлом году, если помните, мы привозили в ваш музей выставку «Дракон и Феникс». «Магия узоров» эспонировалась в Майкопе, в нашем Северо-Кавказском филиале. А теперь вот мы у вас. Идея подобной выставки возникла давно, еще в 2005 году, когда в нашем музее в Москве была большая выставка «Волшебный мир узоров» по предметам культуры Юго-Восточной Азии. К ней мы выпустили небольшую энциклопедию. Наша сегодняшняя экспозиция — это продолжение темы, идеи, которые оформились в виде передвижной выставки «Магия узоров». Формировали выставку, отбирали экспонаты для нее я и хранитель фонда Галина Сорокина. Первоначально мы намеревались экспонировать в основном текстиль, чуть позже возникла идея добавить оружие, театральных кукол-марионеток, украшения, костюмы, лаковые панно, художественные изделия из металла, потому что на них мы встречаем те же орнаментальные мотивы, изображения сцен быта, богов. Более того, сюда мы привезли в том числе совсем новые экспонаты. — А вам приходилось бывать в этих странах? — По многу раз — в Лаосе, Бирме, Таиланде, во Вьетнаме, мы формировали и привозили в Россию выставку. Любую страну надо знать изнутри, узнать и полюбить ее культуру. И этими знаниями мы сегодня с удовольствием делимся с тимашевцами. фото Архипа Ларченко Счастлив тот, кто имеет возможность путешествовать по разным странам, набираться впечатлений, знакомиться с культурой и бытом далеких народов. Но если нет такой возможности, посещайте выставки подобно той, что открылась в музее семьи Степановых. Такие выставки аккумулируют в себе главное, чем живет простой народ. Итак, «Магия узоров» приглашает вас в  Юго-Восточную Азию.   [[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:38787,»alt»:»»}]]Что мы знаем об Индонезии, Мьянме (Бирма), Лаосе, Камбодже и Вьетнаме? Очень немного, и вряд ли нам удастся там побывать. И вряд ли мы еще увидим эту коллекцию изделий декоративно-прикладного творчества из собрания московского Государственного музея Востока. Пришедшим на открытие выставки очень повезло, потому что провела экскурсию Наталья Гожева, сотрудник этого музея. О ее титулах чуть позже, а пока посмотрим и послушаем ее рассказ.    — Орнаментальная культура Юго-Восточной Азии нашла яркое отражение в таких видах декоративно-прикладного искусства, как художественный текстиль, костюмы, куклы, лаковые панно, оружие, изделия из металла. Мы не случайно назвали выставку «Магия узоров» — украшающие предметы узоры привлекают не только красотой и гармонией форм, но и буквально завораживают магией скрытого в них символико-философского смысла, — таким вступлением Наталья Анатольевна открыла выставку.      Здесь 125 экспонатов, больше всего из Индонезии, страны нескольких тысяч крупных и мелких островов, традиционно до сих пор развито ручное ткачество. И если на Руси женщины ткали просто холсты и вышивали их, то жители этого островного государства в вытканные на полотне стилизованные узоры вкладывали определенный смысл в зависимости от того, для чего ткань предназначалась. В геометрических, растительных, животных орнаментах они рассказывали об устройстве Вселенной, своих предках и божествах, загробном мире.   Что удивительно, по узорам на одежде индонезийца можно узнать о его социальном статусе, материальном и семейном положении, возрасте, поле и т. д. Это будет почище паспорта! На выставке представилась возможность увидеть знаменитые ткани-батики острова Ява. Этим удивительным искусством увлечены женщины даже высших сословий. Десять тысяч разных узоров присутствует в яванском батиковом искусстве уже несколько столетий!     Привлекают внимание кинжалы-крисы необычной формы в виде мифической извивающейся змеи-наги. В них, по яванским преданиям, вселялись духи предков. Их ковали для каждого мальчика в день его инициации. Извивов может быть до 33-х, в экспозиции представлен крис с одиннадцатью.    На лаосских предметах ручного ткачества переплетаются мотивы древа жизни, рисового колоса, предков и духов-охранителей, изображены растения, буйволы, кони, мифические драконоподобные змеи-наги, птицы с головами слонов, львы, полуженщины-полуптицы. Можно бесконечно любоваться золотым шитьем, лаковыми плетеными панно, скульптурами, шкатулками бирманских мастеров.    Очень интересными показались непривычные для нас куклы знаменитого индонезийского теневого театра ваянг кулит. Легкие ажурные фигурки сделаны, оказывается, из кожи буйвола особой выделки, они прочные, покрыты удивительно тонкой ажурной резьбой. Кукольные спектакли в основном по мотивам древнеиндийских поэм «Рамаяна» и «Махабхарата» могут длиться несколько ночей, а управляет этим теневым миром единственный кукловод.   [[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:38788,»alt»:»»}]] — У кукол-злодеев и демонов, как правило, приземистые тела, большие выпученные глаза и длинные толстые носы, жаль, что не смогли привезти и их, наши «злодеи» почему-то быстрее рассыпаются, — смеется гид Наталья Анатольевна.   Что ж, все как в жизни: зло все равно оказывается слабее добра. Куклы театра объемных деревянных марионеток ваянг голек с острова Ява, раскрашенные, в бархате и шелках, нашему глазу более привычны, о характере персонажей также можно узнать по выражению их лиц.   Завораживают на выставке лаосские ювелирные изделия из серебра — коллекция небольшая, но каждое хочется рассмотреть подольше: покрытые филигранными узорами женские серьги в виде ритуальных барабанов, бабочек, колье, кольца. Впечатляет массивное колье с эмалью вождя одного из горных племен: летучая мышь на нем — это символ счастья, благополучия и многочисленного потомства, тыква-горлянка означает долголетие, рог носорога — здоровье, золото — богатство и т. д. Никаких тебе бессмысленных побрякушек!   Мимо шкатулок для бетеля тоже не пройдешь. Бетель — завернутая в листья этого растения гремучая жевательная смесь из измельченных орехов арековой пальмы, гашеной извести, специй. Жуткая, по словам Натальи Гожевой смесь! Европейцу это не сжевать! Ну а сами серебряные шкатулки в виде тыквы, рыбы, обезьяно-рыбы из «Рамаяны» чудо как хороши и больше подходят для драгоценностей, нежели для бетеля. Но о вкусах, как известно, не спорят.   О чем бы еще таком вам рассказать? Лучше сходите на выставку, а потом почитайте об этих странах, интересно. А я пока побеседую с умницей-экскурсоводом Натальей Гожевой, главным научным сотрудником научно-исследовательского отдела искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Государственного музея Востока, кандидатом искусствоведения, заслуженным работником культуры РФ. Она не только куратор выставки, но и ее организатор и вдохновитель.    — Наталья Анатольевна, я сражена вашим таким глубоким знанием темы. Откуда эта увлеченность?    — Со студенческих лет. В МГУ на отделении искусствоведения удивительные лекции нам читала Елена Владимировна Завадская. Это определило круг моих интересов: я решила писать диплом по Востоку и прошла практику в нашем музее. С тех пор так и работаю в нем, в этом году уже сорок лет как. А к специализации по Юго-Восточной Азии подтолкнул в том числе набор чудесных серебряных тайских украшений, которые привезли мне родители. Вот так все и сложилось. Что касается знаний, то это наша работа, как же можно рассказывать о том, в чем не разбираешься. Мы занимаемся научной, выставочной, собирательской деятельностью, пишем экспертные заключения по предметам, которые пополняют музейные фонды. Занимаемся и пропагандистской работой — как, например, этот просветительский проект нашего музея.    — Вы раньше на Кубани бывали?    — Да, в прошлом году, если помните, мы привозили в ваш музей выставку «Дракон и Феникс». «Магия узоров» эспонировалась в Майкопе, в нашем Северо-Кавказском филиале. А теперь вот мы у вас. Идея подобной выставки возникла давно, еще в 2005 году, когда в нашем музее в Москве была большая выставка «Волшебный мир узоров» по предметам культуры Юго-Восточной Азии. К ней мы выпустили небольшую энциклопедию. Наша сегодняшняя экспозиция — это продолжение темы, идеи, которые оформились в виде передвижной выставки «Магия узоров». Формировали выставку, отбирали экспонаты для нее я и хранитель фонда Галина Сорокина. Первоначально мы намеревались экспонировать в основном текстиль, чуть позже возникла идея добавить оружие, театральных кукол-марионеток, украшения, костюмы, лаковые панно, художественные изделия из металла, потому что на них мы встречаем те же орнаментальные мотивы, изображения сцен быта, богов. Более того, сюда мы привезли в том числе совсем новые экспонаты.   — А вам приходилось бывать в этих странах?   — По многу раз — в Лаосе, Бирме, Таиланде, во Вьетнаме, мы формировали и привозили в Россию выставку. Любую страну надо знать изнутри, узнать и полюбить ее культуру. И этими знаниями мы сегодня с удовольствием делимся с тимашевцами.   фото Архипа Ларченко