ТНТ, СТС, Рен-ТВ их привлекают на порядок больше, чем каналы «Культура» и «Звезда». Неслучайно в последнее время растет волна подросткового насилия. Дети избивают сверстников, выкладывают жестокое видео в Интернет. По оценкам экспертов, 60% детей в возрасте от 8 до 17 лет готовы участвовать в сценах насилия. А 6% ребят допускают возможность убийства человека, если оно будет щедро вознаграждено.
Шокирующим примером медиа-влияния стала трагедия в Ейске на православный праздник Крещения. Трое школьников в заброшенном здании у кладбища решили перевоплотиться в мумию и попугать прохожих, обмотавшись туалетной бумагой. Один из ребят решил «поработать» над костюмом друга, вылил ему на спину жидкость из зажигалки и поджег. Ребенок поступил в реанимационное отделение с термическими ожогами. Вот так изменились игры наших детей. Еще вчера они играли в дочки-матери и космонавтов, а сегодня — в мумию по сюжету одного из фильмов ужасов.
Но самое страшное происходит, когда в ход идет оружие — идеология. История — это инструмент формирования гражданственности и патриотизма в обществе. Неслучайно в Советском Союзе был единый идеологически выверенный учебник истории. Как свидетельствуют последние события на Украине, учебники способны всего за 20 лет скорректировать тысячелетнюю историческую память, сформировать новую идеологию целого поколения, а по сути — государства.
В украинских школах на уроках истории детям рассказывают, что объединение с Россией в 1654 году — это зло, боль и бремя для украинского народа, а русские — коварные соседи, посягающие на плодородные земли. Даже такое трагическое событие, как голод 30-х годов, подается как умышленное истребление украинцев русскими. Хотя все мы знаем, что тогда народ вымирал от голода и в хлебных кубанских станицах, и по всей России. Украина отменила даже общий для наших народов праздник — День Победы. Абсолютно закономерно, что украинская молодежь подхватила националистические лозунги, активно участвует в бесчинствах. История объединяет поколения
Вся российская история — это не только набор фактов, а, прежде всего, смыслы, ценности, идеалы, которые объединяют прошлые, настоящие и будущие поколения граждан в единый российский народ. К сожалению, наши школьники все еще не защищены от поверхностной трактовки исторических событий.
В прошлом учебном году в 88 средних школах Кубани проверили, как преподается история. Выяснилось, что почти в половине учебных заведений (42%) преподавание сводится к трансляции из года в год одного и того же конспекта. В рабочие программы по истории для 10—11-х классов во многих школах не были включены даже темы, которые вошли в стандарт в 2012 году: фальсификация исторических знаний, основные итоги развития России с древних времен до наших дней и в целом значение изучения истории.
Не повод для самоуспокоения и результаты ЕГЭ по истории. С одной стороны, на Кубани средний балл у выпускников (52,8) выше среднероссийского (45,7). С другой, кубанские школьники сдали экзамен хуже, чем в 2012 и 2013 годах. По сравнению с прошлым годом выросло число тех, кто не смог преодолеть порог успешности. Такого числа неуспевающих нет ни по одному другому предмету.
Сегодня родители хотят, чтобы ребенок получал в стенах школы не только качественное образование, но и всестороннее развитие. Школ в крае много, но таких, которым доверяют, у которых сложился привлекательный имидж, педагоги которых на слуху — единицы. Гораздо меньше, чем наших гимназий и лицеев, которым в крае уделяется особое внимание и выделяются дополнительные финансовые средства. Но в целом по результатам ЕГЭ в кубанскую сотню лучших школ не вошли 38 из 68 гимназий и лицеев края.
Например, директор лицея № 3 города Сочи поднял себе зарплату до 66 тысяч рублей, раздул административный аппарат, кстати, за счет зарплаты педагогов — 27,5 тысяч рублей, и, абсолютно не краснея, привел лицей к 416-му месту. А его коллега из обычной школы № 19 г. Новороссийска знает, что качество образования зависит от учителя. Поэтому и зарплата у педагогов в этой школе 29 тысяч рублей, и детей больше тысячи, и 42-е место в рейтинге.
Получается, финансовые и кадровые ресурсы учреждений почти одинаковые, а распоряжаются ими по-разному.
Качественное образование в неменьшей степени зависит от личности учителя. Однако педагоги зачастую не утруждают себя изучением профессиональной литературы. Учителя истории не умеют, не знают, как провести параллели между фактами в учебниках и окружающим миром, чтобы объяснять опасность переписывания истории в угоду политическому режиму.
Ведь даже по истории названий наших улиц, скверов, площадей можно глубже понять предмет. Казалось, кому мешала улица Соборная в нашем городе, но большевистская цензура, стирая историческую память, переименовала ее в улицу Ленина. Улица Гимназическая кубанской столицы в тридцатых годах получила имя Ежова, прославившегося массовыми репрессиями. Таким же неоправданным было переименование в советское время улицы Постовой в улицу Тельмана.
История всегда рядом, на расстоянии руки. Поэтому, воспитывая нашу молодежь, необходимо глубоко изучать прежде всего родное, близкое, понятное. И здесь важна инициатива учителя, его гражданская позиция.
С любовью к Родине   В нашем крае мощным механизмом воспитания и формирования патриотизма у молодежи является предмет – кубановедение, призванный прививать у детей любовь к своей малой Родине, желание трудиться на ее благо. Он был введен в 2004 году во всех кубанских школах по инициативе губернатора Александра Ткачева.
Можно с полной уверенностью сказать, что кубановедение, как предмет школьного образования, в целом состоялся. Но мы не можем останавливаться на достигнутом, закрывать глаза на проблемы. Если 10 лет назад историю родного края преподавали более 16 тысяч педагогов, то сейчас 9 тысяч. Круг сузился, появилась специализация.
Кажется, это целая армия помощников в воспитании патриотизма. Но задумайтесь, сегодня только 10% из них – учителя истории, то есть хорошо и глубоко знающие содержание предмета специалисты. Так, в Белореченском районе из 265 кубановедов только 18 – историки, в Северском из 204 –18, в Темрюкском из 277– только 11.
Директора школ должны понимать, что это не второстепенный предмет, им нельзя «догружать» учителей, иначе он будет неэффективным. Вот уже девять лет самые творческие педагоги раскрываются на конкурсе «Учитель года Кубани», такой конкурс регионального предмета есть только у нас в крае! Лучшие педагоги готовы делиться со своими коллегами знаниями, своим видением преподавания. Многие из них ведут свои профессиональные сайты и блоги. Например, сайт учителя кубановедения каневской гимназии Елены Осипенко, лауреата краевого конкурса «Учитель года Кубани-2011».
В руках же равнодушных педагогов не работают даже новые занимательные пособия! В этом году первоклассники всего края вместе с учителями познакомились с новым учебником «Жемчужины Кубани». И только в школе № 57 Крымского района эти книги даже не выдали детям, оставив пылиться в библиотеке. По заповедям отцов и дедов-казаков   С 2004 года в крае стали повсеместно создаваться классы и группы казачьей направленности, чтобы воспитывать детей на основе историко-культурных традиций казачества. Число ребят, желающих учиться в таких классах, растет, сегодня их более 36 тысяч. Но привлекательность обучения в них в немалой степени зависит от профессионализма педагогов и руководителей школ.
К примеру, в сочинской школе № 10 в течение 12 лет по крупицам создавался музей истории кубанского казачества. Руководит этой работой лично директор Владимир  Давыдов — человек, увлеченный идеей возрождения казачества, сам казак по зову сердца. И ребята воспитываются на казачьих традициях и заповедях: «Чти и уважай старших!», «Будь трудолюбив!», «Храни честь и доброе имя казака!».
Сегодня главное для нас в казачьем образовании – его качество, поэтому беспокоят сигналы родителей об его отсутствии в ряде школ. Принимая в ряды казачат первоклассников школы № 5 города Краснодара, педагоги обещали родителям организовать интересные и познавательные занятия. Предложение заинтересовало, так как ранее таких классов в школе не было. Но вся специфика казачьего образования свелась к вручению детям в первом классе беретов и атрибутики, а образовательные мероприятия можно было пересчитать по пальцам.
Если мы будем предлагать детям исключительно внешнюю атрибутику, ритуалы вместо смысла, это вызовет лишь отторжение и насмешки. Важно укреплять ценности казачества. Одной из них для кубанского казачества была любовь к труду.  
Сегодня в кубанских школах накоплен хороший совместный опыт со службой занятости населения по организации летнего трудоустройства старшеклассников. В этом году около 10 тысяч ребят трудились в школьных лагерях труда и отдыха. Заработали свои первые трудовые деньги и более полутора тысяч трудных подростков, у которых попросту не осталось этим летом времени на правонарушения.
Курьер, продавец, расклейщик объявлений, уборщик территории, подсобный рабочий, социальный работник в помощь ветеранам и пожилым людям, вожатый — выбор на любой вкус. Но сегодня это доступно лишь каждому десятому кубанскому старшекласснику. К труду по примеру наших предков должен быть привлечён каждый. Ведь посильная помощь родителям всегда была характерна для казачьей семьи. Там иждивенцев не было.
Вот почему такое развитие в крае в последнее время получило тимуровское движение. Добросердечную помощь 52-х тысяч молодых добровольцев круглый год получают сотни ветеранов и инвалидов. «Новые тимуровцы» ухаживают за мемориалами солдат Великой Отечественной войны, помогают убирать скверы и парки, ремонтировать школы.   С верой в сердце   Неотъемлемой частью воспитания кубанских школьников стал предмет «Основы православной культуры», который изучается в школах края с 2006 года. Православная вера наравне с патриотизмом всегда была второй идеологической опорой нашего государства. Не случайно во время Великой Отечественной войны после многих лет гонений Правительство Советского Союза приняло решение открыть церкви. С 1943 года во всех уцелевших храмах вновь начались православные богослужения.
Вся мировая культура началась с Библии. Скульпторы, художники, писатели, композиторы использовали библейские сюжеты как источник творческого вдохновения. Особенно богата христианскими мотивами русская культура. Именно в ее истоках – духовность и нравственность. Достаточно вспомнить творчество Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Лескова, Бунина, Булгакова, Гоголя.
На уроках основ православной культуры педагог может говорить с детьми о самом главном – смысле жизни, добре и зле, о вечных ценностях. И далеко не праздный вопрос, видят ли ученики в своем учителе, как говорил еще Белинский, образец для подражания? В школах края сегодня преподают основы православной культуры почти полторы тысячи учителей. Среди них немало настоящих подвижников, талантливых педагогов. Это актив проекта «Поезд творческих идей», который в течение 6 лет щедро делится своим опытом с педагогами всего края. Его бессменным руководителем является протоирей Александр Игнатов.
Среди активных участников «поезда» учитель школы № 20 города Геленджика Татьяна Ганчурина. Ее воспитанник Артем Прокопьев стал двукратным победителем всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры. Тем не менее, каждый пятый преподаватель основ православной культуры – это учитель химии, физики, ОБЖ и других негуманитарных предметов. Конечно, и среди них есть хорошие учителя. Но, не имея базового гуманитарного образования, они испытывают большие трудности в преподавании  знаний основ веры.
История нашего Отечества, культура, духовные, нравственные ценности – и есть основной источник в работе учителя по воспитанию граждан своего Отечества, истинных патриотов как 100 лет назад, так и сейчас. Это особенно важно сегодня, когда налицо духовный крах нравственных устоев Европы, узаконенные разврат и однополые браки.  
Но у России свой путь. Чтобы общество в полной мере осознало это, нужно в воспитании молодежи опираться на отечественные достижения, традиции и веру. Это то, что объединяет нацию, формирует ее дух и делает непобедимой.
Из выступления вице-губернатора Кубани Галины Золиной на краевом августовском педсовете