Вот уж не думала, что в Америке попаду в стан к казакам и узнаю новое о родной кубанской истории. В городе Хоуэлл штата Нью-Джерси находится казачий музей, который является центром культурной жизни русских эмигрантов. НА ЗВУКИ «КАТЮШИ» В этом местечке соотечественники вместе отмечают национальные праздники, а в августе ежегодно собираются на пикник. Музей Кубанского казачьего войска за рубежом находится около построенного в 1963 году Свято-Георгиевского храма, настоятель которого протоиерей Сергий Лукьянов является войсковым священником. Русских в американском штате Нью-Джерси было много еще со времен первой волны русской эмиграции после Октябрьского переворота в России. Вторая волна, вызванная Второй мировой войной, число эмигрантов значительно увеличила. В те времена в штате было много пустующих дешевых земель. Климат во многом похож на кубанский, много лесов и степей, что и привлекло казаков-переселенцев. …Навигатор, а затем мотив знакомой с детства песни «Катюша» привели к месту проведения традиционного пикника. Люди сидели на лужайке за пластиковыми столами, ели шашлык и тихо беседовали на родном мне языке, ребятишки бегали в футболках с российским гербом. Однако хотелось поскорее перебраться в музей, желающих попасть в него в этот день перед дверьми скопилось много. Экскурсоводом выступил уполномоченный Российского военно-исторического общества по делам казачества в США Валерий Анненко. — Когда-то здесь был буддийский монастырь, но казаки выкупили его и организовали штаб и музей Кубанского казачьего войска, — начал он свой рассказ. В лихолетье Гражданской войны в России с риском для жизни казаки спасали свои регалии. Вывезли их в Сербию, Турцию, Грецию, Австрию, Германию, а затем за океан. С 1949 года реликвии хранились в этом музее. После длительных переговоров казаки начали возвращать их в Россию. ВИНОВАТА АНГЛИЯ? Огромная драматическая картина во всю стену музейной комнаты приковывает взгляд, лишь только открываются двери. Это оригинальное полотно Сергея Королькова «Выдача казаков в Лиенце». На ней изображены трагические события 1945 года. Поддерживающие немцев казаки уходили вместе с отступавшими под натиском Красной Армии германскими войсками сначала в Белоруссию, затем в Австрию. В 1944 г. в Ялте Сталин с Рузвельтом и Черчиллем подписывают соглашение о том, что по окончании войны эмигранты должны вернуться в Советский Союз. Тысячи казаков с семьями в австрийском городе Лиенц понимали, что в СССР их ждет тюрьма. Эта территория Австрии была подконтрольна Англии, и английским военным поступило указание погрузить эмигрантов в железнодорожные вагоны и отправить в Советский Союз. — В Нью-Джерси живет еще несколько людей, которые мальчиками были в этой бойне. И наш атаман Кубанского казачьего войска за рубежом Александр Певнев тоже был среди них, ему было тогда 12 лет, — подчеркнул гид. Александр Михайлович родом из станицы Владимирской Лабинского района, в 1943 году вместе с отцом, родовым казаком, вынужден был выехать из России. В Лиенце им удалось избежать выдачи советским властям и уйти через Альпы по Чертову мосту, по которому водил армию Суворов. На картине изображено, как «демократично» англичане предлагают эмигрантам возвратиться в Советский Союз. Люди бросались в реку, прыгали с гор, потому что понимали: если вернутся в Союз, им не жить. СПАСЕННЫЕ РЕГАЛИИ В музее есть вещи, которые принадлежат донцам, среди них атаманская булава — символ власти Донского казачьего войска. Донцы не сохранили музей и принесли свои сокровища кубанцам. — Донское войско называется всевеликим потому, что оно старше по происхождению, но кубанские казаки сохранили больше артефактов своей истории. И в этом помещении находились все кубанские казачьи ценности и регалии. Семь лет назад их передали в Россию, — констатировал экскурсовод. — Многие гости помнят, какие раньше в музее хранились богатства, сейчас музей опустел и является скорее хранилищем казачьих ценностей. Здесь стояли казачьи знамена, которые от времени уже рассыпались, мы собрали останки в конверты. Больше половины из них отреставрированы в Москве. Я посещал институт реставрации и видел, как женщины в больших очках пинцетами собирают эти знамена. 150 миллионов рублей Россия затратила уже на их восстановление. В США хотели закатать знамена в пластик, чтобы сохранить. Но это же живое полотно, оно дышит! Как можно закатать в пластик красное знамя, с которым первый атаман Захарий Чепега пришел на Кубань? Каждый царь после Екатерины II понимал, что казачество — это сила, и дарил казакам дорогие подарки, которые здесь хранились. После передачи регалий в Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д. Фелицына у нас можно увидеть только их копии, — отметил Валерий Анненко. Но некоторые подлинники все же остались. Ни одно казачье войско в своей истории не сохранило свою атаманскую насеку, этот символ власти остался только у кубанцев. И он хранится здесь! В 1904 году император Николай II в знак признания Кубанского казачьего войска вручил атаману последнюю насеку, больше таких нет. Помимо насеки в Нью-Джерси остались два подлинных штандарта. Один из них за взятие в 1894 году турецкой крепости Анапы. Анапа (ударение на последнем слоге) по-турецки «край стола», «угол у моря». На берегу нынешнего города-курорта была мощная крепость Османской империи. В музее в Нью-Джерси много интересных вещей. Например, никто не знает, откуда казаки принесли сюда древний римский меч. Но хранители музея утверждают: таких осталось всего два в мире. Второй хранится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Здесь также есть портрет жены Николая II Александры Федоровны. Ей что-то в нем не понравилось, и она заказала второй, а первый подарила кубанским казакам. Другой такой портрет находится в Эрмитаже. ИЗ ИСТОРИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА — Кубанцы переняли культуру Запорожской Сечи Украины, черноморских казаков, которые жили в Бессарабии, а также черкесов. Запорожские казаки воевали на той стороне, где платили деньги, — у турков, поляков и против России, и за Россию, для них это был бизнес. Все, что они в боях добывали, использовали в своей символике. Вот здесь копии знамен Запорожской Сечи. Запорожцы пошли в Турцию, украли знамя с полумесяцем, добавили туда мальтийский крест и под этим знаменем ходили в походы. Позже крест изменили на православный. Но Екатерина II разогнала Запорожскую Сечь, заявив, что казаки самые главные бунтари. Это действительно были разбойники, среди них не было женщин. Как могли тысячи мужиков жить без женщин? — недоумевает Валерий Анненко. — Где воевали, там и отдыхали, — иронизируют гости. — Казаки в Турцию ездили на лодках, похищали там молодых девчонок. Запорожский казак никогда не оставлял свою жену одну. Когда уходил в поход, он ее убивал, потому что жена не должна достаться другому. Как-то был на празднике у уральских казаков, удивился, что первую рюмку они поднимают «за нашу бабушку казачку Бубниху». Оказывается, когда уральские казаки шли в бой, то все вырезали своих жен. И только один казак не стал трогать беременную жену. Она и дала род уральским казакам, — замечает гид. Как узнать, правда это или байки? Но вернемся к запорожцам. Здесь находится копия грамоты Екатерины (оригинал уже в Краснодаре), которой императрица дарует земли Кубани запорожским казакам. Она велела им занимать дикую территорию между Черным морем и Кавказом. — Помните из истории, когда казаки пришли сюда, они удивились: здесь жили дикие люди, нагайцы и черкесы, в воде рыбы было столько, что нельзя было ступить ногою, а земли здесь такие, что можно все выращивать! — рассказывает Валерий Анненко. — Казаки своих никогда не резали. Если в перепалке такое случалось, виновника клали в сырую землю, сверху ставили гроб жертвы и убийцу живьем засыпали землей. Если казак нарушал правила Запорожской Сечи, ему могли за пазуху камней накидать и в воду бросить, вот такой «гуманный» суд, — заметил экскурсовод Валерий. В музее представлена казачья одежда, судя по ней, казаки были очень стройными. В их одежде было место, куда насыпали порцию пороха для каждого выстрела. А когда ружья модернизировались, вместо пороха казаки хранили там соль и перетертое в порошок мясо. Его они насыпали в воду и ели такой бульон в военном походе. Гид пожелал каждому, кто не видел настоящих регалий в Нью-Джерси перед отправкой их в Россию, побывать в Краснодарском музее Фелицина, и я подумала, что, как прилечу, обязательно туда отправлюсь. фото Эрика Фицжеральда Вот уж не думала, что в Америке попаду в стан к казакам и узнаю новое о родной кубанской истории. В городе Хоуэлл штата Нью-Джерси находится казачий музей, который является центром культурной жизни русских эмигрантов. НА ЗВУКИ «КАТЮШИ» В этом местечке соотечественники вместе отмечают национальные праздники, а в августе ежегодно собираются на пикник. Музей Кубанского казачьего войска за рубежом находится около построенного в 1963 году Свято-Георгиевского храма, настоятель которого протоиерей Сергий Лукьянов является войсковым священником. Русских в американском штате Нью-Джерси было много еще со времен первой волны русской эмиграции после Октябрьского переворота в России. Вторая волна, вызванная Второй мировой войной, число эмигрантов значительно увеличила. В те времена в штате было много пустующих дешевых земель. Климат во многом похож на кубанский, много лесов и степей, что и привлекло казаков-переселенцев. …Навигатор, а затем мотив знакомой с детства песни «Катюша» привели к месту проведения традиционного пикника. Люди сидели на лужайке за пластиковыми столами, ели шашлык и тихо беседовали на родном мне языке, ребятишки бегали в футболках с российским гербом. Однако хотелось поскорее перебраться в музей, желающих попасть в него в этот день перед дверьми скопилось много. Экскурсоводом выступил уполномоченный Российского военно-исторического общества по делам казачества в США Валерий Анненко. — Когда-то здесь был буддийский монастырь, но казаки выкупили его и организовали штаб и музей Кубанского казачьего войска, — начал он свой рассказ. В лихолетье Гражданской войны в России с риском для жизни казаки спасали свои регалии. Вывезли их в Сербию, Турцию, Грецию, Австрию, Германию, а затем за океан. С 1949 года реликвии хранились в этом музее. После длительных переговоров казаки начали возвращать их в Россию. ВИНОВАТА АНГЛИЯ? Огромная драматическая картина во всю стену музейной комнаты приковывает взгляд, лишь только открываются двери. Это оригинальное полотно Сергея Королькова «Выдача казаков в Лиенце». На ней изображены трагические события 1945 года. Поддерживающие немцев казаки уходили вместе с отступавшими под натиском Красной Армии германскими войсками сначала в Белоруссию, затем в Австрию. В 1944 г. в Ялте Сталин с Рузвельтом и Черчиллем подписывают соглашение о том, что по окончании войны эмигранты должны вернуться в Советский Союз. Тысячи казаков с семьями в австрийском городе Лиенц понимали, что в СССР их ждет тюрьма. Эта территория Австрии была подконтрольна Англии, и английским военным поступило указание погрузить эмигрантов в железнодорожные вагоны и отправить в Советский Союз. [[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:35637,»alt»:»»}]] — В Нью-Джерси живет еще несколько людей, которые мальчиками были в этой бойне. И наш атаман Кубанского казачьего войска за рубежом Александр Певнев тоже был среди них, ему было тогда 12 лет, — подчеркнул гид. Александр Михайлович родом из станицы Владимирской Лабинского района, в 1943 году вместе с отцом, родовым казаком, вынужден был выехать из России. В Лиенце им удалось избежать выдачи советским властям и уйти через Альпы по Чертову мосту, по которому водил армию Суворов. На картине изображено, как «демократично» англичане предлагают эмигрантам возвратиться в Советский Союз. Люди бросались в реку, прыгали с гор, потому что понимали: если вернутся в Союз, им не жить. СПАСЕННЫЕ РЕГАЛИИ В музее есть вещи, которые принадлежат донцам, среди них атаманская булава — символ власти Донского казачьего войска. Донцы не сохранили музей и принесли свои сокровища кубанцам. — Донское войско называется всевеликим потому, что оно старше по происхождению, но кубанские казаки сохранили больше артефактов своей  истории. И в этом помещении находились все кубанские казачьи ценности и регалии. Семь лет назад их передали в Россию, — констатировал экскурсовод. — Многие гости помнят, какие раньше в музее хранились богатства, сейчас музей опустел и является скорее хранилищем казачьих ценностей. Здесь стояли казачьи знамена, которые от времени уже рассыпались, мы собрали останки в конверты. Больше половины из них отреставрированы в Москве. Я посещал институт реставрации и видел, как женщины в больших очках пинцетами собирают эти знамена. 150 миллионов рублей Россия затратила уже на их восстановление. В США хотели закатать знамена в пластик, чтобы сохранить. Но это же живое полотно, оно дышит! Как можно закатать в пластик красное знамя, с которым первый атаман Захарий Чепега пришел на Кубань? Каждый царь после Екатерины II понимал, что казачество — это сила, и дарил казакам дорогие подарки, которые здесь хранились. После передачи регалий в Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д. Фелицына у нас можно увидеть только их копии, — отметил Валерий Анненко. [[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:35638,»alt»:»»}]] Но некоторые подлинники все же остались. Ни одно казачье войско в своей истории не сохранило свою атаманскую насеку, этот символ власти остался только у кубанцев. И он хранится здесь! В 1904 году император Николай II в знак признания Кубанского казачьего войска вручил атаману последнюю насеку, больше таких нет. Помимо насеки в Нью-Джерси остались два подлинных штандарта. Один из них за взятие в 1894 году турецкой крепости Анапы. Анапа (ударение на последнем слоге) по-турецки «край стола», «угол у моря». На берегу нынешнего города-курорта была мощная крепость Османской империи. В музее в Нью-Джерси много интересных вещей. Например, никто не знает, откуда казаки принесли сюда древний римский меч. Но хранители музея утверждают: таких осталось всего два в мире. Второй хранится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Здесь также есть портрет жены Николая II Александры Федоровны. Ей что-то в нем не понравилось, и она заказала второй, а первый подарила кубанским казакам. Другой такой портрет находится в Эрмитаже. ИЗ ИСТОРИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА — Кубанцы переняли культуру Запорожской Сечи Украины, черноморских казаков, которые жили в Бессарабии, а также черкесов. Запорожские казаки воевали на той стороне, где платили деньги, — у турков, поляков и против России, и за Россию, для них это был бизнес. Все, что они в боях добывали, использовали в своей символике. Вот здесь копии знамен Запорожской Сечи. Запорожцы пошли в Турцию, украли знамя с полумесяцем, добавили туда мальтийский крест и под этим знаменем ходили в походы. Позже крест изменили на православный. Но Екатерина II разогнала Запорожскую Сечь, заявив, что казаки самые главные бунтари. Это действительно были разбойники, среди них не было женщин. Как могли тысячи мужиков жить без женщин? — недоумевает Валерий Анненко. — Где воевали, там и отдыхали, — иронизируют гости. — Казаки в Турцию ездили на лодках, похищали там молодых девчонок. Запорожский казак никогда не оставлял свою жену одну. Когда уходил в поход, он ее убивал, потому что жена не должна достаться другому. Как-то был на празднике у уральских казаков, удивился, что первую рюмку они поднимают «за нашу бабушку казачку Бубниху». Оказывается, когда уральские казаки шли в бой, то все вырезали своих жен. И только один казак не стал трогать беременную жену. Она и дала род уральским казакам, — замечает гид. Как узнать, правда это или байки? Но вернемся к запорожцам. Здесь находится копия грамоты Екатерины (оригинал уже в Краснодаре), которой императрица дарует земли Кубани запорожским казакам. Она велела им занимать дикую территорию между Черным морем и Кавказом. — Помните из истории, когда казаки пришли сюда, они удивились: здесь жили дикие люди, нагайцы и черкесы, в воде рыбы было столько, что нельзя было ступить ногою, а земли здесь такие, что можно все выращивать! — рассказывает Валерий Анненко. — Казаки своих никогда не резали. Если в перепалке такое случалось, виновника клали в сырую землю, сверху ставили гроб жертвы и убийцу живьем засыпали землей. Если казак нарушал правила Запорожской Сечи, ему могли за пазуху камней накидать и в воду бросить, вот такой «гуманный» суд, — заметил  экскурсовод Валерий. В музее представлена казачья одежда, судя по ней, казаки были очень стройными. В их одежде было место, куда насыпали порцию пороха для каждого выстрела. А когда ружья модернизировались, вместо пороха казаки хранили там соль и перетертое в порошок мясо. Его они насыпали в воду и ели такой бульон в военном походе. Гид пожелал каждому, кто не видел настоящих регалий в Нью-Джерси перед отправкой их в Россию, побывать в Краснодарском музее Фелицина, и я подумала, что, как прилечу, обязательно туда отправлюсь.   фото Эрика Фицжеральда