Изучив ситуацию, сложившуюся на рынке страхования ОСАГО в Тимашевске, мы попытались выяснить непосредственно в Росгосстрахе и Центробанке, откуда «растут ноги» километровых очередей за полисами автогражданки. Ответ на наше обращение от группы поддержки клиентов ПАО СК «Росгосстрах» пришел спустя девять дней. Вот он: «Законодательством РФ не допускается заключение договора без проверки соответствия представленных страхователем сведений в автоматизированной информационной системе обязательного страхования (АИС ОСАГО) и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИС ТО). Расчет страховой премии возможен только после получения данных о значении коэффициента бонус-малус (КБМ) из АИС ОСАГО. Кроме того, страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора ОСАГО должен внести сведения, указанные в заявлении о заключении договора и (или) представленные при заключении этого договора, в АИС ОСАГО. Практическая реализация указанных требований предполагает наличие оперативного доступа в вышеуказанные информационные системы, а также сотрудников, обладающих необходимыми навыками работы. К сожалению, практика показала, что далеко не все сотрудники компании соответствуют предъявляемым требованиям, что может приводить к нарушениям при заключении договоров. В связи с этим не все сотрудники имеют доверенности на заключение договоров ОСАГО. Кроме того, реализация вышеуказанных требований увеличивает время обслуживания клиентов в офисах продаж компании. Мы приносим вам свои искренние извинения за доставленные неудобства и надеемся на дальнейшее сотрудничество». Месяц спустя после получения письма от Росгосстраха на наш запрос в Центробанк пришел ответ из Управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ЮФО. Нам пояснили, что отказ страховщика в заключении договора ОСАГО, а также заключение договора ОСАГО при непременном условии заключения иных договоров страхования является нарушением действующего страхового законодательства РФ. Проконсультироваться о порядке действий при заключении договоров ОСАГО, в том числе документальной фиксации правонарушений, допускаемых страховщиками, можно по телефонам горячей линии. Важным шагом к разрешению проблемы приобретения полисов ОСАГО является реализация нормы о внедрении электронного полиса. С 1 июля 2015 года вступил в силу подпункт «г» пункта 17 статьи 1 Закона 223-ФЗ, согласно которому у страхователей появилась возможность пролонгации договоров ОСАГО в виде электронного документа. С 1 октября 2015 года автовладелец может оформить электронный полис ОСАГО в любой предоставляющей такие услуги страховой организации независимо от того, являлся он ранее страхователем в выбранной им страховой организации или нет. Заключение договора ОСАГО в электронном виде исключает возможность навязывания страхователям дополнительных услуг. Страхователь вправе направить страховщику письменное заявление о заключении договора ОСАГО (его форму можно найти на сайте Центробанка РФ www.cbr.ru) с приложением копий документов, предусмотренных статьей 15 Федерального закона № 40-ФЗ (паспорт, свидетельство о регистрации юрлица, если страхователь таковым является, документ о регистрации ТС, водительское удостоверение, диагностическая карта свидетельствующая о безопасности ТС). Документы отправляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения в ценное письмо в адрес страховой организации. Что касается бланков страховых полисов обязательного страхования, то ими в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 40-ФЗ обеспечивает своих членов профессиональное объединение страховщиков — Российский союз автостраховщиков. Он же контролирует их использование и размещает на своем сайте информацию о количестве бланков страховых полисов, направленных в филиалы страховщика каждого из субъектов РФ. От автора. С каждым днем проблема доступности полиса ОСАГО только усугубляется. Интернет пестрит новостями о том, сколько страховщики теряют на злополучной автогражданке, какие убытки терпят из-за мошенничества с полисами, из-за активности автоюристов, которые выкупают ДТП-шные дела и через суд выигрывают их с кругленькими выплатами. К примеру, ТАСС сообщает о 10 млрд рублей, выведенных автоюристами со страхового рынка в 2015 году. Причем большинство СМИ уверяет, что такие проблемы существуют только в ЮФО, поэтому страховщики вынуждены использовать внутренние рычаги, чтобы не обанкротиться. Так, по негласному распоряжению головных офисов, в некоторых страховых компаниях не в почете иномарки старше пяти лет, а российский автопром — в принципе. Что касается электронного полиса ОСАГО, то ни одному моему знакомому не удалось его оформить. Кто-то не находит в базе свою местность, а кого-то просто «выкидывает» из системы на определенном этапе. Злые языки говорят, что недоступна электронная услуга именно для ЮФО. Замкнутый круг пока не рвется. Многие водители уже готовы оплатить сверху не только допстраховку, но и услугу сотрудника страховой компании по оформлению полиса, лишь бы в обход очереди. Так о каких убытках страховщиков может идти речь? Остается либо за месяц до окончания срока действия своего полиса ОСАГО отправлять почтой заявление с копиями необходимых документов (но эта практика нам пока неизвестна), либо, дождавшись своей очереди, при наличии каких-либо препонов страховщика при нем набирать номер телефона горячей линии. Кстати, Банк России ввел «период охлаждения» — срок, когда гражданин может расторгнуть «навязанный» договор страхования. Подробности здесь. Горячая линия для восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан: в Службе по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров — 8-800-250-40-72; в Управлении службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Южном федеральном округе — 8(863) 240-11-05, 240-11-75.Изучив ситуацию, сложившуюся на рынке страхования ОСАГО в Тимашевске, мы попытались выяснить непосредственно в Росгосстрахе и Центробанке, откуда «растут ноги» километровых очередей за полисами автогражданки. Ответ на наше обращение от группы поддержки клиентов ПАО СК «Росгосстрах» пришел спустя девять дней. Вот он: «Законодательством РФ не допускается заключение договора без проверки соответствия представленных страхователем сведений в автоматизированной информационной системе обязательного страхования (АИС ОСАГО) и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИС ТО). Расчет страховой премии возможен только после получения данных о значении коэффициента бонус-малус (КБМ) из АИС ОСАГО. Кроме того, страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора ОСАГО должен внести сведения, указанные в заявлении о заключении договора и (или) представленные при заключении этого договора, в АИС ОСАГО. [[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:33717,»alt»:»»}]]Практическая реализация указанных требований предполагает наличие оперативного доступа в вышеуказанные информационные системы, а также сотрудников, обладающих необходимыми навыками работы. К сожалению, практика показала, что далеко не все сотрудники компании соответствуют предъявляемым требованиям, что может приводить к нарушениям при заключении договоров. В связи с этим не все сотрудники имеют доверенности на заключение договоров ОСАГО. Кроме того, реализация вышеуказанных требований увеличивает время обслуживания клиентов в офисах продаж компании. Мы приносим вам свои искренние извинения за доставленные неудобства и надеемся на дальнейшее сотрудничество». Месяц спустя после получения письма от Росгосстраха на наш запрос в Центробанк пришел ответ из Управления службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ЮФО. Нам пояснили, что отказ страховщика в заключении договора ОСАГО, а также заключение договора ОСАГО при непременном условии заключения иных договоров страхования является нарушением действующего страхового законодательства РФ. Проконсультироваться о порядке действий при заключении договоров ОСАГО, в том числе документальной фиксации правонарушений, допускаемых страховщиками, можно по телефонам горячей линии. Важным шагом к разрешению проблемы приобретения полисов ОСАГО является реализация нормы о внедрении электронного полиса. С 1 июля 2015 года вступил в силу подпункт «г» пункта 17 статьи 1 Закона 223-ФЗ, согласно которому у страхователей появилась возможность пролонгации договоров ОСАГО в виде электронного документа. С 1 октября 2015 года автовладелец может оформить электронный полис ОСАГО в любой предоставляющей такие услуги страховой организации независимо от того, являлся он ранее страхователем в выбранной им страховой организации или нет. Заключение договора ОСАГО в электронном виде исключает возможность навязывания страхователям дополнительных услуг. Страхователь вправе направить страховщику письменное заявление о заключении договора ОСАГО (его форму можно найти на сайте Центробанка РФ www.cbr.ru) с приложением копий документов, предусмотренных статьей 15 Федерального закона № 40-ФЗ (паспорт, свидетельство о регистрации юрлица, если страхователь таковым является, документ о регистрации ТС, водительское удостоверение, диагностическая карта свидетельствующая о безопасности ТС). Документы отправляют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения в ценное письмо в адрес страховой организации. Что касается бланков страховых полисов обязательного страхования, то ими в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 40-ФЗ обеспечивает своих членов профессиональное объединение страховщиков — Российский союз автостраховщиков. Он же контролирует их использование и размещает на своем сайте  информацию о количестве бланков страховых полисов, направленных в филиалы страховщика каждого из субъектов РФ. От автора. С каждым днем проблема доступности полиса ОСАГО только усугубляется. Интернет пестрит новостями о том, сколько страховщики теряют на злополучной автогражданке, какие убытки терпят из-за мошенничества с полисами, из-за активности автоюристов, которые выкупают ДТП-шные дела и через суд выигрывают их с кругленькими выплатами. К примеру, ТАСС сообщает о 10 млрд рублей, выведенных автоюристами со страхового рынка в 2015 году. Причем большинство СМИ уверяет, что такие проблемы существуют только в ЮФО, поэтому страховщики вынуждены использовать внутренние рычаги, чтобы не обанкротиться. Так, по негласному распоряжению головных офисов, в некоторых страховых компаниях не в почете иномарки старше пяти лет, а российский автопром — в принципе. Что касается электронного полиса ОСАГО, то ни одному моему знакомому не удалось его оформить. Кто-то не находит в базе свою местность, а кого-то просто «выкидывает» из системы на определенном этапе. Злые языки говорят, что недоступна электронная услуга именно для ЮФО. Замкнутый круг пока не рвется. Многие водители уже готовы оплатить сверху не только допстраховку, но и услугу сотрудника страховой компании по оформлению полиса, лишь бы в обход очереди. Так о каких убытках страховщиков может идти речь? Остается либо за месяц до окончания срока действия своего полиса ОСАГО отправлять почтой заявление с копиями необходимых документов (но эта практика нам пока неизвестна), либо, дождавшись своей очереди, при наличии каких-либо препонов страховщика при нем набирать номер телефона горячей линии. Кстати, Банк России ввел «период охлаждения» — срок, когда гражданин может расторгнуть «навязанный» договор страхования. Подробности здесь. Горячая линия для восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан: в Службе по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров — 8-800-250-40-72; в Управлении службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Южном федеральном округе — 8(863) 240-11-05, 240-11-75.