Этот рапорт, записанный химическим карандашом на обшивке борта командиром воздушного судна Максимом Тюриковым и спустя почти 70 лет озвученный ведущим теленовостей, буквально всколыхнул память медведовца Сергея Савченко (в галерее на фото со снимками). Ведь рассказы о пилоте Тюрикове и двадцати голодных днях, проведенных в таймырской тундре, он не раз слышал от своего деда Сергея Тарасова.
В качестве предыстории
С-47 «Дуглас» (на фото) обнаружили летом 2012-го стоящим среди огромной равнины на шасси в тундре в двухстах километрах от ближайшего поселения. В начале нынешнего августа Русское географическое общество организовало экспедицию «Дуглас ждет» с целью обследования технического состояния самолета и эвакуации его на большую землю. Операция широко освещалась в СМИ. Известно, что этот американский военно-транспортный самолет в 1943 году по ленд-лизу был передан советским ВВС, изначально числился за 7-м Перегоночным авиаполком, затем был передан Управлению полярной авиации, а с 1945 года выполнял грузопассажирские перевозки в составе Красноярского управления гражданского воздушного флота. 23 апреля 1947 года через 33 минуты после вылета из поселка Кожевниково в направлении Хатанги командир борта Л-1204 Тюриков сообщил об отказе левого двигателя. Спустя несколько часов связь с самолетом окончательно оборвалась. Поиски исчезнувшего транспорта с 27 пассажирами и пятью членами экипажа длились почти три недели.
Дед Сергея Павловича Савченко, агронома агрофирмы «Хуторок», Сергей Васильевич Тарасов много лет проработал на Севере и Дальнем Востоке в геологоразведке буровым мастером. Имел множество наград, самая значимая из которых — небольшой знак «Почетному полярнику» № 651, лично врученный ему знаменитым Папаниным, и частенько рассказывал внуку истории из своей богатой на события жизни: как искали нефть, находили полезные ископаемые, как оказался свидетелем сильнейшего цунами и как в годы войны баржу с буровым оборудованием их геологической партии атаковала немецкая подводная лодка. И только благодаря тому, что до берега было рукой подать, никто не погиб. Историю же про «Дугласа» дед вспоминал особенно часто.
В пункт назначения не прибыл…
В апреле 47-го Сергей Тарасов с женой и пятилетним сыном Владимиром, дядей нашего рассказчика, выехали из базового поселка геологоразведки в бухте Нордвик с намерением попасть к родственникам на Кубань. Путь предстоял неблизкий. На машине семья добралась до бухты Кожевникова, где им надо было сесть на транспортный самолет и с тремя посадками долететь до Красноярска.
Лететь предстояло на американском «Дугласе», машине надежной и неприхотливой. Фамилию командира экипажа самолета, опытного полярного летчика Максима Тюрикова, дед называл часто, поэтому она так врезалась в память внука. Пассажиров, по рассказам деда, набралось 27 человек, загрузили в самолет и какие-то ящики, бочки. Вылетели за полночь. Поначалу ничего беды не предвещало. Но начался сильный ветер, самолет швыряло то вверх, то вниз, и вскоре отказал левый мотор. Несколько часов летели на одном, но долго тот не выдержал. Командир принял решение садиться.
Жесткое приземление
Свой «Дуглас» Тюриков приземлил мастерски на замерзшее болото, причем на оба колеса. Но посадка без работающих моторов все же была жесткой. Все остались живы, только у второго пилота (Сергей Аношко — ред.) от удара выскочили глаза из орбит, он почти ослеп. Сильно оказалась повреждена носовая часть фюзеляжа самолета, а самое главное — радиооборудование. Сразу этим обстоятельством огорчаться не стали, верили, что скоро их начнут искать. Спустя несколько дней, проведенных в ожидании, Тюриков на всякий случай распорядился собрать и сложить под замок все имеющиеся на самолете продукты. А сам вместе с частью экипажа и пассажирами-добровольцами, всего 9 человек, решил отправиться за помощью. Ответственный человек не мог сидеть в бездействии, тем более когда среди пассажиров были дети и женщины.
Однако. Расчет командира на то, что самолет находится неподалеку от жилых мест, оказался неверным. Группа сгинула без следа. Спустя шесть лет, в октябре 1953 года, охотник нашел останки Тюрикова в истоках реки Шайтанки. Опознать их удалось по сохранившимся документам. (Ред.)
20 дней в снежной пустыне
Старшим в оставшейся группе Тюриков назначил Сергея Тарасова. С собой его не взяли, хотя, по словам Савченко, он был рослым и сильным мужчиной, но видеть мог только одним глазом. Уходя, командир вручил ему свой пистолет с тремя патронами. Опасаться следовало не только стай голодных волков, но и двух пассажиров-зеков, отбывших срок в лагерях. Те уже вскоре после посадки заявили, что при случае, мол, «начнем подрезать барашков».
О почти трех неделях в снежной пустыне Тарасов-старший всегда рассказывал без уныния. Надеясь, что скоро их найдут, без дела не сидели: выволокли из самолета бочки и расставили их так, чтобы было видно сверху. Печки, предназначавшиеся для разогрева моторов, приспособили под обогрев салона, благо в топливных баках осталось достаточное количество топлива, как могли утеплили салон самолета, из подручных материалов смастерили подобие керосинки, на которой готовили еду, грели воду. Воды, то есть снега, было достаточно, но еду строго нормировали. Жена Тарасова кухарничала, готовила тюрю из муки, в которую иногда добавляли немного мясных консервов. Норма для большинства — лишь бы с голоду не умереть.
В своих рассказах бабушка оптимизма деда не поддерживала, говорила, что было голодно, очень холодно и страшно, особенно за пятилетнего сына. Все очень ждали помощи, но дни шли, а их не находили. Силы были на исходе, надежда сменялась отчаянием. А сам дядя, хоть и был маленьким, прекрасно помнил, как в один из майских дней настолько потеплело, что можно было ходить в одной рубашке. Он, греясь на крыле «Дугласа», увидел пролетающий вдалеке над горизонтом самолет. Взрослые ему тогда не поверили. Следующие два дня из самолета не выходили: капризная чукотская погода разразилась сильнейшей снежной пургой. Когда она закончилась, увидели над головами самолет, который, сделав круг, сбросил продукты. Вскоре встречали спасателей.
Почему их искали почти три недели, Тарасов-старший узнал из разговора со спасшим их пилотом. Как оказалось, никто не представлял, насколько далеко они могли уклониться от первоначального курса. Только опытный полярный летчик, фамилию которого он не помнит, предложил расширить зону поиска, предположив закономерное отклонение самолета от курса при одном работающем моторе. После этого пропавший «Дуглас» и его пассажиров нашли быстро. Самолет оставили на месте крушения: вывезти и восстановить его тогда не было возможности.
70 лет спустя…
О том, что на борту самолета пассажиры вели своеобразный дневник, последняя запись в котором датируется 11 мая 1947-го — днем спасения, Сергей Петрович не знал. В свое время не спросил, а дед не рассказывал. Возможно, отлично сохранившиеся строчки сделаны его рукой, как старшего. Узнать доподлинно об этом уже не удастся. В живых не осталось даже самого молодого из семьи Тарасовых — дяди Вовы.
Правильным считает Савченко и то, что спустя столько лет самолет решили вывезти и установить в Музее освоения русского севера. Как экспонат и пример героизма и мужества людей, чьи имена навечно будут вписаны в историю его освоения. Испытывает чувство гордости, что среди них — фамилия его деда.
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:»32505″,»width»:0,»height»:0,»alt»:»»}]]
Фото Архипа Ларченко и из архива Сергея Савченко