Есть что обсудить со старшими товарищами, которым знакомы проблемы начинающего педагога: сами такими были!

С малого начнем

— Любая карьера начинается с малого, — подчеркнула первый заместитель главы района Елена Мальченко, — каждый, кто достиг высот, был когда-то молодым специалистом и учился преодолевать трудности.

Елена Ивановна рассказала о своем жизненном пути с юмором — когда-то она тратила на дорогу в школу, где работала, и обратно две трети заработка, а основным блюдом в ее рационе была гречка.

Директор СОШ № 18 Любовь Галоян вспомнила, какие вопросы сыпали на нее, учительницу-первогодку, восьмиклассники-сорвиголовы. Директор центра развития образования Татьяна Пристинская призналась, что тяжело привыкала к школьникам после работы в детском саду. Но когда перешла в управление образования, отлично понимала, насколько важно вовремя поддержать молодого педагога.

— Помню, одна девушка рыдала в начале года: детей не люблю, на работу идти боюсь, буду прощаться с педагогикой, — рассказала она. — Мы провели тестирование, разобрали, что именно у специалиста не получается и подобрали тренинги, даже перевели ее в другую школу. Результат — педагог в профессии состоялся, потому что преодолел трудности.

Председатель профсоюза работников образования Тимофей Каплин напомнил о поддержке молодых педагогов со стороны профессионального сообщества. Выездные форумы для общения и обучения помогают отдохнуть и понять, как организовать рабочий процесс.

Председатель ассоциации молодых педагогов (есть в районе и такая структура!) Артем Кузнецов преподает физкультуру в городской школе № 11. Он откровенно признался, что хотел бросить все после первой четверти, но справился! Надо работать и все получится.

Квартирный вопрос не испортит

—Труд педагога непростой и почетный, — напомнила Елена Мальченко, — в Год педагога и наставника мы особенно много уделяем внимания тем, кто учит и воспитывает младшее поколение. Материальный достаток и карьерный фактор не упускаются из виду. Государственные и региональные программы помогают молодым решить жилищный вопрос. Первый взнос на ипотеку берет на себя государство. Кому это интересно, приходите, обсудим. Кто хочет получить высшее образование по педагогической специальности или узкую специализацию по предмету, могут обратить внимание на целевые направления.

С молодыми коллегами за одним столом и на одной волне; вчера студенты, сегодня — учителя.

Идеи пойдут в народ

В районе многое делается, чтобы учителя не уходили из профессии. Кто устоит и не сдастся, тем работа в школе станет делом всей жизни, самым интересным и захватывающим занятием.

В каждой школе есть живые примеры. Татьяна Пристинская рассказала, как в классе, где учились дети с ограниченными возможностями здоровья, она организовала чтение пьесы «Ревизор» по ролям, и всем было интересно.

— Не бойтесь заявлять о себе на конкурсах, — посоветовал учитель истории, обществознания и кубановедения из городской школы № 4 Сергей Мамедов. — Я много раз участвовал в профессиональных состязаниях и не раз замечал, как коллеги из другого района мою идею, предложенную пару лет назад, подхватили, доработали и представили на конкурс.

Добавим, что Сергей Александрович у своих девятиклассников безусловный авторитет во всех вопросах.

— Любовь к школе не вспыхнет одномоментно, а растет постепенно, как всякое настоящее и прочное чувство, — добавил Алексей Ермоленко из медведовской школы № 15. Он преподает историю и является завучем по учебно-воспитательной работе. — Но когда преподаешь из года в год одни и те же темы, есть риск выгореть и стать неинтересным. Лекарство от выгорания — ставить перед собой цели и достигать, будь то профессиональный конкурс или работа со сложным подростком.

Ермоленко свою теорию проверил практикой. Он в числе лучших учителей России и лауреат конкурса «Лидеры Кубани».

— Внимательно смотреть, как себя ведут опытные учителя, перенимать их манеру говорить, например, с родителями учеников, — подсказала Алина Савук из городской школы № 4. О ней, перспективном педагоге, «Знаменка» рассказывала в выпуске от 7 сентября. — Не бойтесь обращаться к наставникам за советом.

Перечислить все ситуации и способы их разрешения за пару часов общения было явно невозможно, такие встречи будут по мере необходимости проводиться. Главное же, что вынесли молодые специалисты из встречи с мэтрами образования, они не брошены один на один со своими профессиональными проблемами. Молодым помогут.