Поводом послужил проект «Женский монастырь как очаг возрождения православной культуры», благодаря которому в обители проводят для школьников увлекательные экскурсии, просветительские занятия по истории казачества и основам духовной жизни.

Проект в действии

В апреле этого года монастырский проект стал победителем международного грантового конкурса «Православная инициатива», который проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом году на конкурс поступило 625 заявок из 74-х регионов РФ и двух зарубежных стран. Победителями стали 133 проекта, в том числе Марие-Магдалининского монастыря.

Витрина с экспонатами

Цель проекта — популяризация духовного и историко-культурного наследия обители. В рамках реализации предусмотрены экскурсии для полутора тысяч школьников. По замыслу организаторов, знакомство с историей Черноморской Марие-Магдалининской пустыни (историческое название обители) позволит сформировать у подрастающего поколения интерес к религиозному наследию Кубани, чувство сопричастности к истории малой Родины и духовно-нравственным ценностям кубанского казачества.

10 июня в обитель приехала первая группа учеников — ребята из школы № 3 станицы Новокорсунской и школы № 7 станицы Днепровской. В процессе работы совместно с управлением образования Тимашевского района был выработан удобный график посещения: три-четыре раза в неделю по 40 человек из двух разных школ района.

Настоятельница монастыря игуменья Тавифа вместе с сестрами постарались, чтобы пребывание детей в обители было не только информационно насыщенным, но и комфортным. На территории, рядом с великолепным розарием, поставили красивую палатку. Тут проходят занятия и читают лекции по истории казачества. А совсем недавно здесь появились витрины с экспонатами. Это предметы культуры и быта, которые в разное время были найдены на исторической территории монастыря на хуторе Димитрова. Среди них дореволюционные издания Евангелия и Псалтири, стеклянные сосуды для святой воды и масла, утюг, который заправляли углем.

О кубанских казаках

Экскурсия для школьников и журналистов началась с лекции казачьего полковника, заместителя атамана Тимашевского районного казачьего общества Александра Половчени, который в рамках проекта рассказал об истории кубанского казачества.

Александр Васильевич человек творческий. Подошел к делу мастерски. Перед началом лекции стены палатки украсил предметами казачьей формы, оружие и кубанки специально разложил на столы, чтобы ребята могли их померить и сфотографироваться.

Александр Половченя

— В 1792 году первые казаки-переселенцы под командованием Саввы Белого прибыли на землю, дарованную императрицей Екатериной II. Они основали 40 куреней, которые впоследствии стали городами и станицами, — начал экскурс в историю кубанских казаков Александр Половченя. — Кубанцы известны многими особенностями уклада жизни: от традиционного костюма до кулинарии и обычаев справлять общественные и семейные праздники.

Интересно рассказал Александр Васильевич и о традиционной черкеске, которая считается важной составляющей мужского костюма у кубанского казачества.

Оказывается, еще в 1861 году был утвержден указ «О том, чтобы в Кубанском и в Терском казачьих войсках с их артиллерией верхнюю одежду называть «черкесками», а не «мундирами».

Черкеска была заимствована у народов Кавказа. Ее носили адыги, абазины, абхазы, азербайджанцы, армяне, балкарцы, грузины, ингуши, чеченцы, осетины, карачаевцы. Являясь главным элементом мужского костюма, данный вид одежды часто шился на заказ. Черкеску делали из шерсти, и по своему крою она отличалась длинными широкими рукавами.

На черкеске имеется нагрудный вырез, слева и справа от которого пришивали гнезда для газырей (своеобразные костяные, деревянные или металлические карманы для ружейных зарядов). Бока, края рукавов и напатронники обшивали черной узкой шерстяной тесьмой и украшали узорными шнурами.

Черкеска подчеркивала достоинства мужской фигуры, стройность, подтянутость, а также позволяла свободно передвигаться — взбираться в гору, бегать, прыгать и даже танцевать. В этом заключается большое преимущество данного вида одежды и сегодня.

Что касается форменной одежды, то казачий костюм прошел на Кубани сложный путь развития. Первыми кавказский боевой комплект одежды освоили линейные казаки. У черноморских переход на эту одежду растянулся на несколько десятилетий, пока не был закреплен законодательно Положениями 1840 и 1842 годов.

Предметы казачьей формы, оружие и кубанки

Еще один факт из истории черкески: женились казаки в красных, а женщина-казачка надевала белую.

О кубанской нагайке дети слушали затаив дыхание. А некоторые мальчишки-шалуны, наверное, внутренне думали: «Хорошо, что строгие казачьи традиции не приняты в наших семьях!». Ведь нагайка у кубанцев была не только средством управления лошадью, но и орудием для порки. Она всегда висела в определенном месте в хате, и в случае чего казаку-отцу достаточно было только указать на нее, чтобы баловство детей прекратилось.

Александр Половченя показал ученикам боевую нагайку. От обычной ее отличает наличие металлического троса в плети и свинцового наконечника.

— Такой нагайкой можно и убить, — предупредил он.

В конце занятия девочки и мальчики смогли взять в руки и рассмотреть предметы казачьей формы. Некоторым удалось даже примерить папаху и сфотографироваться.

История женского монастыря

Вторая часть встречи была посвящена истории женского Марие-Магдалининского монастыря. Ее для ребят провела насельница обители монахиня Елизавета.

— Черноморская Марие-Магдалининская женская пустынь — так официально назывался монастырь до закрытия — ведет историю с 1848 года. Инициатором основания первого женского монастыря на Кубани стала монахиня Митрофания из казачьего рода Золотаревских. Матрона (будущая монахиня Митрофания) родилась в 1793 году в семье есаула Степана Золотаревского, детство и юность провела в станице Новонижестеблиевской, — рассказала ученикам Елизавета.

В 1841 году Матрона приняла монашеский постриг с именем Митрофания.

Неоднократно бывая в родной Черномории по делам, она со скорбью наблюдала, как казачки лишены возможности нести монашеский подвиг в родном крае. Летом 1846 года во главе делегации монахинь-казачек она встретилась в Екатеринодаре с наказным атаманом Григорием Рашпилем и убедила его в необходимости создания казачьей женской обители.

Монахиня Елизавета рассказала школьникам об истории роговского монастыря

«Хоть бы вы, ваше превосходительство, взялись за это дело и устроили бы в Черномории женский монастырь, чем оставили бы по себе вечную память», — говорила монахиня Митрофания.

4 августа 1846 года, в день памяти святой Марии Магдалины, генерал Рашпиль обратился к начальству с ходатайством об учреждении на землях Черноморского войска женской обители.

Ее было решено назвать в честь равноапостольной Марии Магдалины — небесной покровительницы великой княгини Марии Александровны, супруги будущего императора Александра II, а тогда еще великого князя.

— 23 декабря 1848 года император Николай I утвердил решение об образовании Марие-Магдалининского монастыря. Именно это событие является историческим днем основания обители, — подытожила монахиня Елизавета.

Главная святыня обители

Затем ребятам представилась возможность познакомиться с жизнью современной обители. Но перед экскурсией монахиня Елизавета поведала детям о главной святыне монастыря — иконе Пресвятой Богородицы, написанной в память о явлении Пречистой Девы насельнице обители в 1918 году.

— 25 сентября 1918 года в небе над монастырским колодцем больная монахиня Евпраксия увидела сияющую Богоматерь, облаченную в архиерейскую мантию, со свитком в руках, на котором было написано: «Никто же притекаяй ко Мне посрамлен отходит». Рядом с Пречистой Девой стояли святая Мария Магдалина, архангел Михаил и Георгий Победоносец, — рассказала монахиня Елизавета.

Икона Пресвятой Богородицы

По воспоминаниям о чудесном явлении сестрами обители была написана икона. Промыслом Божиим было суждено сохранить эту удивительную икону от поругания и уничтожения. В апреле 1921-го Марие-Магдалининский монастырь закрыли, часть монахинь разогнали, а часть отправили на различные трудовые повинности. Но икону бережно хранили у благочестивых верующих. В 1990-е годы духовник возрожденной женской общины и настоятель Свято-Духова мужского монастыря города Тимашевска схиархимандрит Георгий (Савва) передал насельницам образ Богоматери.

Сегодня эта икона хранится в Покровском храме монастыря. Именно туда и отправились ребята вместе с монахиней Елизаветой после лекции. Икона Богородицы размещена при входе в храм. Мальчики и девочки благоговейно замерли, рассматривая святыню. Самые смелые решились подойти и прикоснуться к ней.

Экскурсия в Покровском храме монастыря

После экскурсии по Покровскому храму и прогулки по монастырю сестры угостили ребят ароматным чаем на травах и вкусным монастырским пирогом. Эта поездка в обитель, безусловно, станет ярким событием для ребят, многие из которых побывали в православном монастыре впервые.

Отзыв учителя начальных классов школы № 15 Людмилы Пелипенко после посещения монастыря вместе с учениками:

— В День Святого Духа учащиеся 6-а и 6-б классов казачьей направленности школы № 15 ст. Роговской посетили женский Марие-Магдалининский монастырь в рамках реализации грантового проекта «Женский монастырь как очаг возрождения православной культуры». Казачата приняли участие в молебне в храме Покрова Пресвятой Богородицы, узнали историю строительства храма, о его святынях и иконах. Затем внимательно прослушали лекцию в сопровождении мультимедийной презентации об истории святой обители, о личностях, повлиявших на ее развитие. Сестры монастыря в доступной и интересной форме рассказали юным роговчанам о важности сохранения традиционных ценностей в обществе, о значимости семьи в жизни каждого человека.

В завершение экскурсии казачата посетили контактный зоопарк и попили особенный монастырский чай с вкусным пирогом, приготовленным заботливыми руками насельниц обители. Огромное сердечное спасибо сестрам за полученную возможность прикоснуться душой к Богу, лучше узнать православную культуру и историю родного края.

Факт. Просветительский проект «Женский монастырь как очаг возрождения православной культуры» стартовал в июне 2024 года. Завершится в конце октября. В июне обитель посетили 360 учащихся, в июле — 480, в августе — 420. Всего 1260 ребят из разных школ района уже побывали в Марие-Магдалининском женском монастыре (на фото).

Кстати. Среди экспонатов выставки женского монастыря дореволюционные издания Евангелия и Псалтири, утюг, предметы быта.