Участниками встречи стали сотрудники полиции, представители Южного ГУ Банка России, интернет-площадки «Авито», Общественного совета при кубанском главке полиции. Собравшиеся в онлайн-режиме рассказали журналистам о наиболее распространенных способах совершения IT-преступлений, самых популярных схемах кибермошенников и о том, как им противостоять. Замечено, что чаще всего мошенники обманывали кубанцев на сайтах объявлений, в социальных сетях, а также, обещая помощь в получении выплат и компенсаций.
Кроме того, злоумышленники звонили жителям края под видом сотрудников правоохранительных органов или служб безопасности банков и выманивали секретную информацию по картам.
Как пояснил основной спикер пресс-конференции, начальник краевого Управления уголовного розыска ГУ МВД России полковник полиции Александр Бондарев, принимаемыми мерами профилактики по итогам 2022 года удалось остановить рост IT-преступлений, а количество направленных в суд уголовных дел наоборот возросло.
— За прошлый год отмечается снижение краж, совершенных с банковского счета, на 12,86 %, на 8,48% увеличилось количество направленных в суд дел, на 23,42% снизилось количество нераскрытых преступлений, процент раскрываемости составил 39,5%, — отметил Александр Бондарев.
Начальник главка рассказал о наиболее ярких примерах раскрытия преступлений, совершенных дистанционным способом и пояснил, что в настоящее время самыми распространенными уловками мошенников стали предложения заработка на бирже криптовалют и инвестициях.
Представитель пресс-службы «Авито» по ЮФО и СКФО Жанна Чичерова рассказала, какие инструменты безопасности внедряет бизнес, чтобы защитить своих пользователей, почему социальная инженерия уже сотни лет является главным оружием злоумышленников и как можно от нее защититься, а также поделилась, как искусственный интеллект мешает преступникам обманывать граждан. Например, внедрен сервис двухфакторной аутентификации, благодаря которому пользователь может дополнительно защитить данные аккаунта, а в начале 2022 года «Авито» стал первым сервисом, реализовавшим верификацию аккаунта через Госуслуги с помощью приложения «Госключ». Кроме этого, совершая покупку в интернет-магазине, гражданам не стоит забывать о наличие специальных бейджей магазинов, отзывов и рейтингов.
Заместитель начальника отдела защиты информации Южного ГУ Банка России Максим Чучков сообщил, что Банк России выявил две новые схемы, которые начали использовать в этом году мошенники. Первая — рассылка через месседжеры, почту и соцсети ложных предложений о работе на маркетплейсах или оформлении соцвыплат. Вторая — размещение в людных местах QR-кодов, ведущих на страницы мошенников.
— Надо понимать, что в обоих случаях злоумышленники добиваются доступа к персональным данным и финансовым сведениям граждан. Чтобы не стать жертвой мошенников и обезопасить свои финансы, нужно всегда проверять
информацию и ни в коем случае нельзя переходить по ссылкам от неизвестных лиц, — отметил представитель ЦБ России.
Главное в беседе с мошенниками, отметили докладчики, никогда не разглашать секретные сведения: номер карты, пароль от нее, CVC-код или СМС-подтверждение операции от банка. Если со счета списали деньги, необходимо позвонить в банк и заблокировать карту, написать в течение 48 часов заявление о несогласии с операцией и обязательно составить заявление о факте мошенничества для передачи в правоохранительные органы, разъясняет пресс-служба ГУ МВД России по Краснодарскому краю.